Счастлив тот, кто очистил свой нафс

21 Январь 2011 1421

Тарикат.

Счастлив тот, кто очистил свой нафсНаша религия состоит из трёх неотъемлемых частей: Имана, Ислама и Ихсана.

Тавхид (Единобожие) – наука, изучающая и раскрывающая сущность первой из трёх основ Ислама – имана (веры); фикх (исламская юриспруденция) – наука о второй основе; тасаввуф (суфизм, тарикат) – наука о способах достижения искреннего поклонения Творцу во всех деяниях и состояниях (ихсан).

Хотелось бы немножко рассказать об ихсане.

Человек создан слабым, склонным к соблазнам этого мира и поэтому даже богоугодные дела человек может совершить, преследуя какие ни будь собственные цели. Ихсан означает искренность во всех делах, умение делать всё ради довольства Аллаха, без корыстных целей.

В хадисе, переданном от Бухари и Муслима, говорится:

«Пришедший спросил его про ихсан, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: “Ихсан – это чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто видишь Его, даже если ты не видишь Его, поистине, Он видит тебя”. Он также подтвердил его слова. Потом Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил у Умара: “Знаешь ли ты спрашивающего?” Умар ответил: “Аллах и Его Посланник (салляллаху аляйхи васаллям) лучше знают”. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: “Это был ангел Джибриль, который пришёл обучать вас вашей религии” (Муслим).

Тарикат буквально означает путь к Богу, это особый метод в Исламе, направленный на развитие в человеке внимания к внутренней, духовной стороне богослужения. Чтобы за внешней обрядовостью мюрид, стремящийся к Аллаху, не забывал об истинной цели духовных усилий. Ведь излишнее усердие в религии может зародить в сердце верующего такие скрытые пороки, как самодовольство, гордыня и тщеславие. А это в духовном смысле не менее губительно, чем совершение явных грехов. Ведь самостоятельно человеку трудно не то чтобы излечиться от этого, но даже распознать в себе эти пороки. И здесь становится необходим духовный наставник (муршид), достигший совершенства на пути Ислама и получивший право на наставничество. Муршид помогает ученикам понять саму суть Ислама, помогает осознать, что не стоит ограничиваться лишь его формальными предписаниями.

Тарикат побуждает человека многократно поминать Аллаха, благословлять Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), развивать хорошие нравственные качества, отдаляясь от плохих.

Учёные-богословы утверждают: «Тарикат — это суть и основа Ислама, пути которого придерживается стремящийся к познанию Аллаха». А стремиться к этому обязан каждый.

Смысл: «Счастлив тот, кто очистил свой нафс [от недостойного]» (Сура Аш-Шамс, аят 9).

Кто утверждает, что «Тарикат не является исламским путем», сам противоречит Корану и Сунне. В наше время очень много появилось людей, которые отрицают Тарикат – науку Тасаввуф.

Имам Абу Хамид аль-Газали говорит: «Целью науки Тасаввуф является очищение нравов ото всего негативного и очищение сердца ото всего, кроме Аллаха, путём постоянного непрерывного поминания Всевышнего». Шейх Закария аль – Ансари говорит, что Тасаввуф – это наука об очищении нафса (эго), облагораживании нравов, усовершенствовании явного и сокрытого поклонения Всевышнему. Дай Аллах понимания и помощи следовать за теми, кто был на этом пути!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.