Нет искупления для него, кроме как возмещение

14 Март 2011
5344

О возмещении пропущенных намазов.

Нет искупления для него, кроме как возмещениеВ наше время, пользуясь незнанием большинством рядовых мусульман своих обязанностей, ваххабиты пытаются ввести их в заблуждение. Это сегодня не ново: так было всегда… Вспомним возникновение ваххабизма, где их вождь Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб получил поддержку не со стороны алимов Мекки, Медины и других исламских городов, а со стороны… неграмотных бедуинов, с которыми он пошёл… против мусульман.

То же самое пытаются повторить и сегодня последователи ваххабитов. Новой темой для дискуссий они выбрали «возмещение намазов», утверждая, что не нужно возмещать пропущенные намазы, так как нет ни единого доказательства их возмещению! Но так ли это на самом деле?

Давайте же посмотрим, что об этом говорят тот, кто пришёл с истиной от Всевышнего – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и те, кто последовали за ним из великих учёных нашей уммы? Имамы четырёх мазхабов и их последователи единогласны в обязательности возмещения преднамеренно, без причин, пропущенного намаза – по какой бы причине он ни был пропущен, по забывчивости или по причине сна. Доказательством этому является хадис: «Долг перед Аллахом наидостойнее возместить» (Бухари,1754).

А намаз именно долгом является для того, кто его пропустил, в какой бы форме он ни был пропущен.

Даже если этот хадис и передан по отношению к Хаджу – он охватывает все виды Богослужения.

Достоверно, что Пророк (мир ему и благословение) сказал тому, кто пропустил пост, во время месяца Рамазан: «Постись в другой день, вместо пропущенного» (Абу-Давуд, 2393).

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошла девушка и спросила: «Моя мать имела возможность совершить Хадж, но не совершила. Имею ли я право совершить Хадж за неё, и будет ли польза ей за это?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Как ты думаешь, если бы был на твоей маме материальный долг, и ты бы его возместила – принесло бы это ей пользу?» Девушка ответила: «Да!», и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Долг перед Аллахом наидостойнее возместить».

Как мы знаем, намаз, пост, Хадж являются видами поклонения Всевышнему, которые сопоставляют друг с другом, особенно намаз и пост, так как они являются телесными поклонениями, а Хадж – поклонение телом и имуществом.

Известно, что Пророк (мир ему и благословение) обязал того, кто забыл или проспал намаз, возмещать его и сказал: «Нет искупления для него, кроме как возмещение» (передал Табрани в книге «Кабир»).

Из сказанного мы понимаем, что пропустивший намаз по забывчивости или по причине сна (хоть эти причины являются уважительными) – обязан возмещать их.

Так подумайте же, если даже намазы, пропущенные по причине, необходимо возмещать, то пропущенные преднамеренно, без уважительных причин – тем более необходимо возместить. Нет сомнения, что в данном случае обязанность их возмещения усиливается!

Неправильное понимание хадиса.

Некоторые говорят, ссылаясь на хадис: «Кто проспал или забыл совершить намаз, пусть совершит его, когда вспомнит», то есть они отмечают, что возмещать необходимо только намазы, пропущенные по причине сна или забывчивости. Но это неправильное понимание хадиса. Хадис не имеет целью выделить необходимые для возмещения намазы, напротив: цель хадиса – концентрировать наше внимание на словах «то пусть совершит его, когда вспомнит». Иначе говоря, хадис побуждает к тому, что для возмещения намаза нет определённого времени и что не нужно дожидаться наступления следующего дня для его возмещения, а необходимо, когда человек вспомнит об упущенном намазе – поторопиться его возместить («Фатхуль Бари», 2-й том, стр. 47; «Найлуль автар», 2-й том, стр. 27).

Также свидетельством узаконенности возмещения пропущенных намазов является хадис, переданный Бухари и Муслимом – Пророк (мир ему и благословение) сказал сподвижникам после возвращения из газавата «Ахзаб»: «Пусть никто из вас не совершит предзакатный намаз (в некоторых преданиях – обеденный), пока не дойдет до бану Курайзат». Сподвижники двинулись в путь, и по дороге наступило время намаза. Мнения сподвижников разделились. Одни решили совершить намаз сразу же, ссылаясь на то, что Пророк (мир ему и благословение) своими словами имел в виду, чтобы они торопились в дороге. Другие же решили совершить намаз у бану Курайзат – дословно понимая слова Пророка (мир ему и благословение). Пока они дошли до указанного места, время намаза закончилось, и те, кто отложили совершение намаза – возместили его».

Разве поступок сподвижников нам не достаточен? Сами подумайте: все, жившие в прошлые столетия и видевшиеся со сподвижниками и табиинами, утверждают обязательность возмещения намазов, а сегодня появляются утверждающие обратное! Так кто же из них может лучше знать и понимать хадисы Пророка (мир ему и благословение)? Размышляющему, думаю, приведённого достаточно.

Поэтому, если у кого-либо из нас есть пропущенные намазы – необходимо их возместить. Шариатское решение по поводу возмещения следующее – Ахмад ибн Хаджар говорит: «Необходимо всё своё свободное время уделять возмещению пропущенных намазов». Спешить возместить намаз желательно, если намаз пропущен по причине, а если же он пропущен без причины, то спешить возместить его мусульманин обязуется («Фатхуль муин»).

Дай Аллах всем нам силы и разума следовать за истиной! Амин.

Мухаммад Кебедов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.