Убить время… убить себя

16 Апрель 2011
12285

Наша жизнь – это совокупность вдохов и выдохов.

Дорогие мои братья, в этот день, я думаю, лучше всего нам вспомнить и поразмышлять о самом важном, чем мы обладаем сегодня - о времени, его скоротечности и его ценности. Если спросят: «Что для тебя самое дорогое из того, чем ты обладаешь?», то кто-то начнёт отвечать, что дети, имущество, дом, родня и т.д., однако самое дорогое для нас после милости Ислама – это время. Если мы этого не знаем, то должны это узнать, понять, усвоить и помнить об этом каждый день.

Всевышний в Коране очень часто клянётся временем суток, а Аллах клянётся только тем, что является очень дорогим, иначе Он не упомянул бы об этом в Коране и не клялся бы этим. Практически каждым отрезком времени, которые есть: ночным, предрассветным, полуденным, предзакатным. И клянётся только для того, чтобы обратить наше внимание на то, насколько время ценно и дорого для нас:

وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَى

[سورة الليل: الآية 1]

«Клянусь ночью, когда она покрывает».

وَالنَّهَارِ إِذَا تَجَلَّى

[سورة الليل: الآية 2]

«И клянусь днём, когда он приходит».

وَالضُّحَى

[سورة الضحى: الآية 1]

«Клянусь утром».

وَلَيَالٍ عَشْرٍ ـ وَالْفَجْرِ

[سورة الفجر: الآية 2-1]

«Клянусь рассветом и десятью ночами».

وَالشَّمْسِ وَضُحَاهَا ـ وَالْقَمَرِ إِذَا تَلَاهَا

[سورة الشمس: الآية 2-1]

«Клянусь солнцем и его сиянием, и клянусь луной, которая следует за солнцем».

وَالْعَصْرِ

[سورة العصر: الآية 1]

«Клянусь послеобеденным временем».

فَلَا أُقْسِمُ بِالشَّفَقِ

[سورة الإنشقاق: الآية 16]

«Клянусь зарёй».

Опять-таки, хочу обратить ваше внимание на то, что Всевышний клянётся только тем, что является очень важным и дорогим, и для того, чтобы обратить на это наше внимание. До тех пор, пока мы не будем понимать и ощущать, насколько важно время, мы в своей повседневной и общественной жизни и в жизни уммы ничего не изменим.

Аллах говорит в Коране:

كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ

[سورة آل عمران: الآية 110]

«Вы самая лучшая умма, которая появилась среди людей». Но лучшей уммой мы можем стать только тогда, когда будем ценить все милости, которыми Всевышний нас наделяет. Когда мы будем эти милости ценить и использовать, только тогда мы станем той «лучшей» уммой, о которой говорится в этом аяте. А самой великой милостью для нас, самым большим богатством, опять-таки после Ислама, является время. Обратите внимание также на времена ‘ибадатов - буквально каждый связан со временем, 5 намазов. Недостаточно сделать 5 намазов в какое-то время, их нужно сделать строго в определённое время. Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) спросили о самом любимом деянии перед Всевышним, и он ответил:

"الصلاة على وقتها"

«Своевременная молитва».

Ведь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не сказал о молитве с 10 ракаатами, или же о другой молитве, он сказал: «Своевременная молитва», вот что важно. В другом аяте Аллах говорит:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

[سورة النساء: الآية 103]

«Воистину, молитва предписана верующим в строго определённое время».

Пост в месяце Рамазан... Мы же не постимся раз в году в угодное для нас время, мы постимся именно в месяц Рамазан. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поститесь, когда увидите новолуние в месяц Рамазана, и разговляйтесь тогда, когда увидите новолуние Рамазана», т.е. пост Рамазана тоже строго определён в обозначенное время. Возьмите хадж, который мы исполняем опять-таки в строго предписанное время. В Коране говорится:

الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَعْلُومَاتٌ

[سورة البقرة: الآية 197]

«Хадж предписан в определённые месяцы». День Арафат, в который все паломники должны находиться в долине Арафат. Ведь если паломник не успеет оказаться там, хадж его будет недействительным, даже если он исполнит все рукны (составляющие) и ваджибы (предписания), суннаты (желательные действия). Здесь говорится, что Арафат, хадж, пост и намаз – всё должно быть исполнено в строго определённое время, и даже закят тоже нужно платить раз в год. Всё это для чего? Для того, чтобы обратить наше внимание на ценность времени.

Наши предки очень ценили время. И большим событием стало изобретение часов. На больших площадях, в огромных залах, в центре, в общественных местах на самом высоком месте всегда были часы. Это говорит о том, что ценилась каждая минута. И только благодаря умению ценить время культура Ислама освещала весь средневековый тёмный мир. Он черпал знания из мусульманской культуры. На вопрос, почему же этой культуры сейчас нет, почему исламский мир сейчас отстаёт, можно ответить одно: только потому, что умма перестала в целом ценить это время. А Запад, наоборот, не имея ценностей духовных, ценит время земное, использует каждую минуту, и достигает больших результатов в своём развитии.

Однажды произошёл случай с мусульманином и человеком из Европы: они договорились о встрече, мусульманин на некоторое время опоздал, европеец был очень удивлён и спросил: «Ты делаешь намаз?», тот ответил: «Конечно, хвала Аллаху, я совершаю намаз», его опять спрашивают: «Ты соблюдаешь пост в месяце Рамазан?», тот отвечает: «Да, я соблюдаю», тот спрашивает: «Ты в Хадж съездил?», тот отвечает: «Да, я ездил в Хадж», и ещё: «Ты в пятничный день ходишь на намаз?», «Да, хожу», тогда европеец говорит: «Удивительно, ваша религия обучает таким великим вещам, но вы сами не знаете, не придаёте им значения!». И человек, рассказавший об этом случае, стал очень ценить время, так как замечание европейца его потрясло.

Когда наступит Судный день, люди будут говорить в своё оправдание: «Я не знал, я забыл, мне никто не сказал», и Всевышний опровергнет все их доводы в этом аяте:

أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُمْ مَا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَنْ تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ فَذُوقُوا فَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ نَصِيرٍ

[سورة فاطر: الآية 37]

«Разве Мы не отпустили вам жизнь настолько, насколько вы могли бы в этой жизни опомниться, поразмыслить, одуматься, и к вам приходил увещеватель, так вкусите же жестокое наказание, воистину, нет для притеснителей помощника». Аллах называет людей, которые тратят своё время попусту, притеснителями. Также в хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится, что в Судный день ноги сына Адама (аляйхи-с-салям) не сдвинутся перед Всевышним, пока он не будет спрошен о 5 вещах: о жизни, на что он её потратил, о молодости, как он её провёл, о имуществе, как он его приобрёл и на что потратил, и как он поступил со своими знаний. Обратите внимание, как в этом хадисе говорится о молодости. Молодость, действительно, самый продуктивный, самый активный период в жизни человека, и поэтому он будет спрошен о молодости. А как вы думаете, каким будет спрос о молодости? О молодости будет спрошено детально, за каждую минуту, за каждые вдох и выдох, что ты делал, когда ты 3 часа рассматривал какой-то журнал, когда целый день сидел за телевизором и переключал каналы, когда бесцельно катался по улицам города, когда занимался чем-то бесцельным – обо всём будет спрошено в Судный день, поэтому нужно ценить молодость. Недостойно человеку из уммы Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) беззаботно убивать время. Что такое наша жизнь? Это совокупность лет, года состоят из месяцев, месяцы из дней, дни из часов, часы из минут, минуты из мгновений. Наша жизнь – это совокупность вдохов и выдохов. Представьте, что каждые ваши вдох и выдох - сундук, и этот сундук вы должны чем-то наполнить. И в Судный день все эти сундуки будут раскрываться. Один сундук откроется, а он пустой, второй – пустой, сотый – пустой, а какой-то сундук открылся, а в нём - чтение Корана полчаса, время, проведённое в джамаат-намазе, на лекции, потом опять десятка два пустых сундуков, а какие-то сундуки наполнены грехами или бесполезными вещами. Поэтому, чтобы не оказалось так, что по большей части эти кладовые пусты, нужно ценить время, ценить своё дыхание, каждые вдох и выдох. Представьте человека, который берёт в руки 1000 рублей, комкает их и бросает в реку или канализацию. Что мы этому человеку скажем? Мы скажем, что этот человек безумный. Таким же выглядит человек, который беспечно тратит время.

Наши праведники ценили время, и говорили о нём знаменитые фразы. Хасан Аль Басрий, один из табиинов, сказал: «Каждый день, когда встаёт солнце и наступает новый день, этот день обращается к нам и говорит: «О сын Адама (аляйхи-с-салям), я - новый день, и я буду свидетелем твоих поступков, воспользуйся мною, преврати меня в свой багаж, воистину я уйду и до Судного дня больше не вернусь». Также Хасан Аль Басрий сказал: «О сын Адама (аляйхи-с-салям), ты ничто иное как дни и дыхание, и когда уходит часть твоего дня и твоего дыхания, то ушла и часть тебя, и когда уходит часть тебя, то, возможно, ушла и большая твоя часть». Поэтому нужно понимать, что время – это жизнь, а жизнь – это совокупность дыханий, которые безвозвратны.

Самое страшное – это когда человек оказывается в своей могиле, и она абсолютно тёмная, и у него очень мало багажа. Самое горькое наказание, которое будет вкушать человек в Судный день – это ощущение, что он ничего не успел сделать. Когда он увидит людей, которые обрели высокую степень, когда он увидит, что он мог приобрести за свою жизнь, он будет ощущать огонь, боль, и для него это будет самым ужасным. Один из алимов сказал, что каждое дыхание и каждая капля пота не ради поклонения Всевышнему и не ради какой-то пользы в Судный день окажутся печалью и великой потерей. Если вы хотите увидеть признаки любви Аллаха к вам или же Его гнева, то достаточно обратить внимание на то, что занимает большую часть вашего времени. Если что-то полезное, не только ‘ибадат, если человек делает что-то ради общества, ради своей семьи, ради окружающих, чтобы достичь благоволения Всевышнего, то, конечно же, и это всё является полезным, является признаком любви Аллаха к вам. И наоборот, если у человека большая часть времени проходит понапрасну, бездельно, беззаботно, то это признак гнева Аллаха. Надо очнуться, проснуться и испугаться того, что на вас есть признаки гнева Всевышнего.

Что является началом для совершения греха? Молодость и свободное время. Когда человек молод и беззаботен, он начинает совершать грехи, не иначе.

В Коране есть аят, где рассказывается о Пророке Юсуфе (аляйхи-с-салям), когда в него влюбилась жена чиновника и не давала ему проходу и об этом узнали другие женщины. В чём была проблема этой женщины? В том, что она была беззаботна, у неё не было никаких проблем, и поэтому с ней начались такие приключения. Поэтому очень важно не оставлять без внимания наших дочерей, они должны быть чем-то заняты. Если нечем заняться, нет никакой работы, то пусть изучает языки, компьютер, пускай учится шить, ездить на машине, хотя мы не привыкли видеть за рулём женщин, пускай она будет занята чем-то полезным, но никогда нельзя оставлять женщину без работы, без дела, так как безделье – это начало всех грехов, начало всех проступков. Нашу умму построили люди, которые ценили время, нашу умму построили учёные, которые день и ночь писали книги.

Сколько компаний, заводов, предприятий потерпело убытки только потому, что рабочие не делали свою работу, отдыхали, пропускали работу! Бывает, что человек работает и рабочий день его составляет 8 часов или 6, а он работает 15 минут, а остальное время состоит из болтовни, просматривания журналов и т.д. Вы думаете, что этот человек в Судный день не понесёт ответственность за деньги, которые он получал просто так? Он заработал деньги только за 15 минут, а за остальные часы, в которые должен был работать и за которые получал деньги, в Судный день он даст отчёт, и не считайте, что эти деньги вполне халяль (дозволенные), может случиться так, что это запрещённые (харам) деньги. Время нужно ценить, особенно в молодости, потому что, состарившись, человек уже не имеет той силы, и он не может делать то, что делал в молодости.

Однажды один человек увидел старика, который входит с посохом в мечеть, и его при входе опередили дети. Он, увидев этих детей, начал плакать. Тогда человек его спросил: «Отец, почему ты плачешь, что случилось?», он отвечает: «Я плачу потому, что я всю свою молодость не ходил в мечеть, не ценил намазы в мечети, и я вижу этих детей, которые бегут в мечеть, и я уже не могу вернуть это время, и поэтому мне больно, и я плачу».

Религиозный человек обязательно будет ценить время. Если человек не ценит время, то это говорит о том, что у него недостаточно богобоязненности, религиозности. Некоторые люди просто убивают время. От незанятости молодёжь совершает дурные поступки, занимается, как они сами называют это, «убиванием времени». Они убивают не время, а себя, и в Судный день будут горько за это расплачиваться. Сейчас какая проблема у молодёжи? Все помешались на мобильных телефонах, какая у кого заставка, кто что скачал, не скачал и т.д. Большую часть забот составляют эти телефоны, разговоры, переписки и т.д.

Я хочу обратить внимание на тех людей в нашей истории, которые были светилами уммы, и сейчас ими являются, которые озарили нашу умму, её построили, которые ценили время. Был такой крупный учёный аль Мухасабий, он говорил: «Клянусь Аллахом, если бы время продавалось и покупалось, то я отдал бы всё своё имущество, чтобы приобрести время, которое я потратил бы для службы мусульманам!». Его спросили: «А у кого бы ты купил время?», тот отвечает: «Я купил бы его у бездельников», сказал учёный.

Был всем нам известный учёный, имам ан-Нававий. Он умер в 40 лет, так и не женившись, написал 500 сочинений, и большую часть своего времени потратил на составление книг. Он говорил, что ел и спал только тогда, когда падал от изнеможения. Однажды, когда он занимался наукой и писал, его мать приготовила ему еду и сказала: «Сынок, я приготовила еду, поешь», он говорил: «Мать, я очень занят, я не могу». Тогда мать подходила к нему, кормила его, а он даже не замечал, что мать его кормит. Под рассвет он закончил свои дела и сказал: «Мама, а как же с едой?», она отвечает: «Сынок, я же тебя покормила», он говорит: «Клянусь Аллахом, я не заметил, как ты меня покормила».

Был такой учёный ибн аль Джавзий. Однажды его остановил человек и сказал: «Давай поиграем в игру?», и рассказал, как в неё играют. Тот ответил: «Тогда останови солнце, а не меня, эти игры не для меня».

Ибн Акиль написал книгу, которая состоит из 800 томов, подобной книги не было написано за всю историю человечества. И когда ибн Акиль состарился, и ему было 80 лет, он говорил: «Клянусь Аллахом, я ощущаю такую же энергию и такую же решимость, как и в 20 лет». Он говорил: «Воистину, я не кушаю, как вы кушаете». Его спросили: «Как же ты кушаешь?», он отвечает, что брал кусок хлеба или лепёшку, смачивал водой, и очень быстро его ел, так как смоченную еду особо жевать не нужно, а значит и времени не нужно для жевания, и он её почти проглатывал. Он боялся потратить время даже на жевание.

В истории Ислама были люди очень молодые, но которые, тем не менее, достигли больших высот. Например, сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Усама бин Зайд. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в 16 лет сделал его полководцем, назначил командиром войска, которое состояло из больших сподвижников. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал о нём, что он достоин даже быть правителем.

Мухаммад Аль Фатих – знаменитый полководец Ислама, который завоевал Константинополь в 23 года.

Наш господин Са‘д бин Ма‘аз, сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) принял Ислам, когда ему было 30 лет, и в 37 лет скончался. Когда он скончался, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Воистину, трон Всевышнего содрогнулся из-за того, что скончался Са‘д бин Ма‘аз». Что такого должен был сделать Са‘д бин Ма‘аз (да будет доволен им Аллах), который принял Ислам в 30 лет и умер в 37? Как он должен был пользоваться временем, чтобы из-за его смерти содрогался трон Аллаха? Когда его несли на кладбище сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) недоумевали, почему он такой лёгкий, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Воистину, ангелы несли его тело, поэтому вы не ощущали тяжести».

Наш господин Умар сказал знаменитые слова о ценности времени: «Когда же мне спать, о Умар? Если я буду спать ночью, то упущу исполнение обязанностей перед Господом, если я буду спать днём, то я не исполню права и обязанности моего народа».

Крупный учёный Абу Юсуф, ученик Имама Абу Ханифы. Когда он был уже на смертном одре, он потерял сознание, потом, придя в себя, подозвал к себе ученика: «Давай с тобой обсудим один шариатский вопрос: как ты думаешь, как лучше отправиться в Хадж, пешим ходом или же верхом?». Ученик в недоумении говорит: «Учитель, сейчас не время!», намекая на то, что он находится на смертном одре. И вдруг Абу Юсуф возмутился и говорит: «Клянусь Аллахом, если бы оставался даже один миг моей жизни, то и этот миг я потратил на службу мусульманам!». История Ислама полна рассказов о алимах, которые тратили свою жизнь на составление книг. Были и такие, которые написали 2000 книг, был Имам аль-Газали и другие, которые написали очень много книг. Только благодаря этим людям, построена умма, которая просуществовала 1400 лет. К сожалению, последние 100 лет умму составляют люди, которые не дают прогресса, не поднимают умму, не дают ей толчка для развития. И мы живём благодаря тем усилиям, которые сделали эти великие люди. Даже если есть молодёжь, которая сегодня тратит время на ‘ибадат, или же пытается соблюдать нормы Шариата, то и она не ценит время.

Однажды к учёному подошли двое молодых людей, по всей видимости они были футболисты или любители футбола, и задают вопрос: «При игре в футбол допустимо ли, чтобы ‘аврат оголялся?», учёный ответил: «Дети мои, вот уже десятки лет ‘аврат Ислама обнажён», т.е. он хотел сказать о приоритетах, которые есть в Исламе, и которым нужно уделять больше внимания. Молодёжь постится и целый день может проводить во сне. Для чего? Для того, чтобы убить время и не чувствовать голод. Это тоже неправильно. Каждая минута, которая пройдёт зря, уйдёт безвозвратно, и будут очень большие угрызения совести в Судный день за отпущенное время.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Самый лучший пост после поста месяца Рамазан – это пост в месяце Всевышнего - Мухаррам, а самая лучшая молитва после предписанных молитв – это молитва бдения (тахаджджуд)». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что пост в день Арафат смывает грехи двух лет, а каждый день поста того, кто будет поститься один день из Мухаррама, будет приравниваться к 30 дням поста. А 10-ый день поста называется днём Ашура, и в этот день также желательно поститься, так как это также смывает грехи прошлых лет. Также в этот день, разговляясь, желательно сделать угощение обильным для семьи, и разговляться празднично.

Пусть Всевышний вложит в наши сердца любовь к времени. Пусть Аллах нас сделает теми, кто ценят время. Конечно, мы не можем быть такими, как имам ан-Нававий, Имам аль-Газали, времена не те и мы очень слабы, но мы же можем не сидеть перед телевизором подряд несколько часов, мы же можем потратить хоть час ежедневно на чтение, можем в своей области быть хорошими специалистами, повышать свою квалификацию. Если каждый человек будет развиваться, стремиться к знаниям, только умма встанет на ноги, и не будет отставать от других мировых общин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.