Как достойно по-исламски проститься с ушедшим в мир Иной?

13 Июнь 2011
19662

Об оплакивании умершего, рыданиях и причитаниях.

Об оплакивании умершего, рыданиях и причитаниях.Оплакивание было одним из невежественных обычаев, существовавших среди арабов до пророчества Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он заключался в том, что женщины приходили в дом родственников умершего специально для того, чтобы оплакивать его, т. е. восхвалять его, плача.

А это в Исламе запрещено, например, нельзя говорить такие слова, как: «О мой дом, в котором я нахожу приют!», «О моя гора, служащая для меня опорой!», «О мой столп, являющийся для меня опорой!» и т. п.

Рыданиями называют произнесение громким голосом нараспев истерических восклицаний, даже если они не сопровождаются плачем.

Причитания же – это битьё себя в грудь, по лицу, разрывание на себе одежды, распускание волос на голове, окрашивание лица и рук слякотью, глиной и индиго, ссыпание на голову золы, изменение своей формы и образа, одевание какой-то необычной формы одежды, произнесение чрезмерных криков и проливание слёз… и тому подобные деяния, ибо все они вызваны отсутствием терпения и смирения, выражением недовольства предопределением Всевышнего и неповиновением Ему.

В хадисе говорится: «В Судный день плакальщица воскреснет из могилы, покрывшаяся пылью, с взъерошенными волосами, надев на себя одеяние проклятий и чесотки, положив руку на голову и крича: “О, какое горе постигло меня!”». Хадис передал Муслим.

В другом хадисе говорится, что ангелы обходят плакальщицу. Ещё в хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Если женщина, громко причитавшая над покойным, не покается в этом до собственной смерти, то в Судный день она воскреснет в одеяниях из жидкой смолы и панцире из струпьев, вызванных чесоткой». Хадис рассказал Муслим.

Всякая женщина, занимавшаяся оплакиванием и причитанием, в Судный день воскреснет из могилы и тело её, подобно тому, как покрывается одеждой, будет повсюду покрыто чесоткой, которая изнурит её. А затем её тело повсюду покроют смолой, которую потом сожгут.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Масуда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не из нас - бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена невежества (джахилийи)».

В другом изречении Пророка (мир ему и благословение) говорится: «В Судный день плакальщиц выстроят в два ряда: один справа, другой слева. И они в течение целого дня, протяжённость которого равна пятидесяти тысячам лет, будут лаять друг на друга, подобно псам. И затем, по повелению Всевышнего, их отправят в огонь ада».

Женщинам, которые в настоящее время, когда умирает кто-либо, причитают, рыдают, кричат и оплакивают его, необходимо хорошо задуматься над смыслом и этого последнего хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

О наказании, предназначенном покойному за то, что его оплакивают живые.

Из-за того, что живые оплакивают покойного, его не подвергают каре, если при этом он не завещал, чтобы по нему плакали, т. е. если завещал, чтобы не плакали или промолчал. Однако если он завещал, чтобы его оплакивали - то из-за их плача его наказывают. Большинство учёных-богословов утверждает, что в хадисах, в которых говорится, что покойного мучают из-за плача по нему живых, имеется в виду такой случай, когда он завещал, чтобы его оплакивали - и лишь тогда его подвергают каре.

Богослов Баджури пишет: «Разрешается тихо плакать и проливать слёзы, независимо от того, испытывает при этом человек скорбь и печаль, или нет. Что же касается громкого плача, то ар-Рамали считает, что это порицаемо (караха)».

Шейх Умайра пишет, что имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» открыто заявляет, что громкий плач является запретным (харам).

Ибн Хаджар пишет, что покойного подвергают каре из-за плача живых по нему, если он не завещал не плакать, т. е. если перед смертью человек промолчал - то это расценивается как согласие на оплакивание по нему. Так пишет в своей книге аль-Буджайрими.

Удивительная история.

Слова Ибн Хаджара подтверждает и следующая удивительная история.

Некогда жил человек, который хоронил покойных. И однажды ночью он уснул на кладбище. Ночью же, проснувшись, обнаружил, что одного молодого человека мучают в могиле. И этот парень, обращаясь к нему, сказал: «Я прошу тебя именем Аллаха: отправляйся к моей матери – и расскажи ей об увиденном тобой моём состоянии. И скажи ей, что это наказание меня постигло из-за её плача. Пусть она, если в её сердце есть хоть немного чувства сострадания, милосердия, перестанет плакать!».

Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.

В следующую ночь, когда он опять отправился на кладбище, появился тот же самый юноша в прекраснейшем состоянии, который сказал ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Передай моей матери от меня приветствие и расскажи ей о нынешнем моём состоянии». И человек рассказал об увиденном во второй раз матери юноши, а она выразила благодарность Всевышнему.

О видах плача по покойному.

Теолог аль-Кальюби пишет: «Если плач по покойному вызван теми опасностями и трудностями, ожидающими его в Судный день, или же сочувствием, милосердием к нему - то это позволительно». Например, плакать, проявляя горе по умершему ребёнку, тоже дозволительно. Однако, высокочтимо проявлять терпение.

Если покойный был благочестивым, благодатным, мужественным и храбрым, или он был учёным-богословом и плач вызван потерей такого человека - то это даже является сунной. Если плачут из-за родственных связей, из-за их разрыва со смертью человека, для того, чтобы получить от него какую-то выгоду - то такой плач нежелателен. А плакать, будучи недовольными предопределением Всевышнего, запрещено. Так же пишет и ар-Рамали, и аш-Шабрамулси подтвердил достоверность его слов.

Передал имам аль-Бухари, что сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас рассказывал:

«После того, как похоронили дочь Пророка Мухаммада, я видел его сидящим возле её могилы, и его глаза были наполнены слезами».

Шариат не запрещает тихий плач по умершему, однако, строго запрещается делать это громко, стараясь показать своё горе. Недопустимо царапать лицо или тело, рвать на себе волосы, наносить себе телесные повреждения. Также запрещено раздирать на себе одежду – всё это не приносит пользы. Согласно исламскому учению, необходимо покориться Воле Всевышнего и быть терпеливым в беде – за это предназначено вознаграждение.

Когда умер маленький сын нашего Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим, из глаз Пророка (мир ему и благословение) потекли слёзы. Один из тех, кто видел это, спросил: «И ты плачешь, о Посланник Аллаха?», – на что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что это милость, «когда глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» Так говорится в хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом.

Тихий плач, слёзы не принесут вреда.

От Ибн Умара сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако, Он подвергает мучениям или милует за это!» – и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на свой язык» (аль-Бухари, Муслим).

Но крики, вопли, истошные стоны и рыдания, а также самоистязание - в нашей религии категорически запрещены. Самое плохое, что может произойти с человеком в таких состояниях – это высказывание опасных слов, в которых звучит укор, пренебрежение, унижение и оскорбление Всевышнего, Его ангелов, Рая, Ислама и всего, что возвеличено Творцом, вследствие чего для человека существует большая опасность отступиться от веры (да сохранит Аллах нас от этого! Амин!).

Не следует в состоянии скорби произносить слова, подобные следующим: «Почему же это так произошло?!». Не следует также, обращаясь к умершему, говорить следующее: «На кого ты нас оставил?», «Как же мы теперь без тебя?» – и подобные этим слова. В случае если кто-то возмущается тем, что предопределено Аллахом - тот отступает от Ислама.

Некоторые после захоронения умершего ложатся на его могилу и начинают истошно кричать. Этого также не следует делать.

Мусульманское учение и Шариат не одобряют оплакивания в таком виде, как было описано выше, а требуют терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается великой добродетелью.

Четвёртый халиф Али бин Аби Талиб говорил, что значимость терпения в соблюдении веры можно сравнить со значимостью головы для тела.

Упоминание хороших качеств покойного.

Нет ничего предосудительного в упоминании хороших качеств покойного, если это не сопровождается проявлением отсутствия терпения, причитаниями и если не приписывают ему вымышленные, не существующие качества.

Например, можно говорить, что покойный был богословом, щедрым и добродушным человеком, если это правда. Потому что и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Упоминайте, говоря о своих умерших, только их хорошие качества».

К упоминанию хороших сторон покойного относится и хвалебная песнь (марсият), сочиняемая о некоторых учёных-богословах, т. е. панегирики, читаемые после смерти человека. Так говорится в книге «Баджури».

Слова, сказанные Фатимой, дочерью Пророка (мир ему и благословение), когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) умер.

Сказано, что Фатима, когда умер её отец - Посланник Аллаха (мир ему и благословение), прочитала следующее четверостишие:

Тот, кто почует благоуханье земли,
в которой покоится Ахмад,
Что ж ему,
даже если он не почует запаха ароматной воды?
Если бы беды, постигшие меня,
пришлись бы на участь светлых дней,
То дни солнечные превратились бы в тёмные ночи!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.