Что называют молчаливым Кораном?

17 Июнь 2011

Поминание Аллаха.

Поминание Аллаха Имам Малик (да будет доволен им Аллах) передал от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям):

"أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِخَيْرِ أَعْمَالِكُمْ وَأَزْكَاهَا عِنْدَ مَلِيكِكُمْ وَأَرْفَعِهَا فِي دَرَجَاتِكُمْ وَخَيْرٍ لَكُمْ مِنْ إِعْطَاءِ الذَّهَبِ وَالْوَرِقِ وَخَيْرٍ لَكُمْ مِنْ أَنْ تَلْقَوْا عَدُوَّكُمْ فَتَضْرِبُوا أَعْنَاقَهُمْ وَيَضْرِبُوا أَعْنَاقَكُمْ ؟ قَالُوا : وَذَلِكَ مَا هُوَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : ذِكْرُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ"

[رواه مالك والترمذي وأحمد في المسند والحاكم في المستدرك عن أبي الدرداء]

«Рассказать ли вам о наилучших поступках для вас и о самом совершенном из поступков перед вашим Создателем, Который возвышает вас, и превосходит раздачу золота и серебра, и лучше для вас, чем встретиться со своим врагом - или вы его убьёте или он вас убьёт?». Тогда сподвижники спросили: «Что это за поступок?». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поминание Всевышнего».

Поминание Аллаха - это тот поступок, который должен сопровождать уверовавшего (мумина) во всех его состояниях. Чтобы он не делал, где бы не находился - поминание Всевышнего должно сопровождать его. Это неотъемлемая часть нашей религии. Аллах в Коране говорит:

﴿وَأَقِمِ الصَّلاَةَ لِذِكْرِي﴾

[سورة طه الآية : 14]

«Исполняй пятикратную молитву для поминания Меня».

Что же такое зикр? Это слово встречается в текстах Священного Корана более чем 300 раз. Поминание Всевышнего бывает во всём: в Его природных знамениях, так как всё бытие называют «молчаливым Кораном». Так же, как и Коран, оно нам показывает величие нашего Создателя, сущность этого мира, сам мир говорит нам, кто его Создатель, для чего мир создан и для чего человек на этом свете. Так же, как Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) называли «Кораном, который ходит», бытиё называют «молчаливым Кораном». Ибо всё сущее, даже если мы его не слышим, безмолвно повторяет: «Я - творение Создателя, мой Господь – Аллах». Поминанием Аллаха является напоминание о Нём окружающим. Поминать Всевышнего - веление Священного Корана. И поминать Его велит нам Сам Всевышний, и не изредка, а часто.

Аллах говорит:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْراً كَثِيراً﴾

[سورة الأحزاب الآية : 41]

«О уверовавшие, поминайте Аллаха частым упоминанием». Что бы мы не делали, наши мысли должны быть об Аллахе, мы должны чувствовать Его взор, Его присутствие. Аллах запрещает нам забывать Его, забывать себя:

﴿وَلاَ تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنْسَاهُمْ أَنْفُسَهُمْ أُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ﴾

[سورة الحشر الآية : 19]

«Не будьте подобны тем, кто позабыл Аллаха, и забыл самого себя, они нечестивые». Непоминание Аллаха, забвение Его – это самое худшее деяние, это основа всех грехов, всех преступлений, и поэтому Всевышний запрещает быть теми, кто забывает Его.

В другом аяте подчёркивается, что при поминании Всевышнего есть успех в обоих мирах, а уверовавший стремится к этому:

﴿وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ﴾

[سورة الجمعة الآية : 10]

«Поминайте Аллаха часто и вы обретёте успех, счастье».

В забвении же Всевышнего заключается убыток, банкротство, гибель уверовавшего. И Аллах говорит:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لاَ تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلاَ أَوْلاَدُكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ﴾

[سورة المنافقون الآية : 9]

«О уверовавшие, пусть не отвлекают ваша торговля, ваше имущество и ваши дети от поминания Аллаха, ибо те, кто позабудет Всевышнего, воистину потерпят убыток».

Поминающий Всевышнего заслуживает поминания его Всевышним. Творец знает деяния каждого из нас, но не всех поминает. Аллах поминает только тех, кто Его поминает. А поминание Всевышним - это особая забота, особая опека, особая любовь. Аллах говорит:

﴿فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلاَ تَكْفُرُونِي﴾

[سورة البقرة الآية : 152]

«Поминайте Меня, и Я буду поминать вас, возносите Мне благодарность, хвалу, и не будьте неблагодарными». Неблагодарность проявляется тогда, когда раб не воздаёт хвалу Всевышнему за блага, которые Всевышний ему даёт.

Если в Священном Коране сказано о поминании Всевышнего более 300 раз, то представляете, сколько раз об этом Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал! В своём хадисе он говорит, что «жизнь сердца заключается в поминании Всевышнего, то сердце, которое не поминает своего Создателя - мёртвое сердце, и человек, обладающий таким сердцем - человек без души. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит:

"مَثَلُ الَّذِي يَذْكُرُ رَبَّهُ وَالَّذِي لاَ يَذْكُرُ رَبَّهُ مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ"

[متفق عليه عَنْ أَبِي مُوسَى رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ]

«Тот, кто поминает своего Господа – живой человек, тот же, кто не поминает - мёртвый». Также Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит:

"مَثَلُ الْبَيْتِ الَّذِي يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ وَالْبَيْتِ الَّذِي لاَ يُذْكَرُ اللَّهُ فِيهِ مَثَلُ الْحَيِّ وَالْمَيِّتِ"

«Дом, в котором поминают Аллаха – живой, а дом, в котором не поминают - мёртвый», т.е. разговоры, обсуждения в наших домах должны содержать поминания Всевышнего.

Давайте посмотрим, как часто мы поминаем Всевышнего в кругу своей семьи. Мы обнаружим, что наши жилища подобны могилам, в которых не поминают имя Всевышнего, не говорят о религии. В священном хадисе, который передаётся от Аллаха, сказано:

"أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِي فَإِنْ ذَكَرَنِي فِي نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِي نَفْسِي وَإِنْ ذَكَرَنِي فِي مَلَإٍ ذَكَرْتُهُ فِي مَلَإٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَيَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَيَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا وَإِنْ أَتَانِي يَمْشِي أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً"

[متفق عليه عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ]

«Я возле Моего раба, когда он думает обо Мне, и Я вместе с ним, когда он поминает Меня. Когда он поминает Меня про себя, то и Я поминаю его про Себя, когда раб поминает Меня вместе с людьми, и Я его поминаю в более лучшем сборище, если Мой раб старается приблизиться ко Мне на пядь, Я приближаюсь к нему на аршин, если он приблизится ко Мне на аршин, Я бегу к нему навстречу». Такой образный пример приводит Всевышний Аллах .

Некоторые алимы говорят:

ولو لم يكن في الذكر إلا هذه وحدها لكفى به فضلاً وشرفاً

«Если бы в поминании Аллаха не было иного блага кроме того, что упомянуто в этом хадисе, то и того было бы достаточно», - говорят учёные.

Если кто испытывает давление шайтана на себе, и хочет избавиться от этого давления, есть только один выход – поминание Аллаха.

В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано:

"مَا عَمِلَ آدَمِيٌّ عَمَلاً قَطُّ أَنْجَى لَهُ مِنْ عَذَابِ اللَّهِ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ"

[رواه مالك في الموطأ والترمذي عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ]

«Не совершит сын Адама другого поступка, более спасающего его от наказания Всевышнего, чем поминание Аллаха».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит:

الشيطان جاثم على قلب ابن آدم، فإذا سها وغفل وسوس، فإذا ذكر الله تعالى خنس ـ أي تراجع ـ ولهذا سُمي الشيطان بالوسواس الخناس، الذكر يخنسه أي يبعده عنك

«Воистину шайтан стережёт сердце сына Адама, и когда тот забывает Аллаха, шайтан внушает ему васвас, т.е. наущения, и чем больше мы забываем Аллаха, тем больше мы даём шансов шайтану овладеть нашими сердцами, и избавление от этого заключается в поминании Аллаха, тогда шайтан отдаляется».

Чтобы избавиться от пустословия и греховного разговоре, есть один выход – поминать Всевышнего.

Аллах в Священном Коране, восхваляя уверовавших, говорит:

﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ*الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاَتِهِمْ خَاشِعُونَ*وَالَّذِينَ هُمْ عَنْ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ﴾

[سورة المؤمنون الآيات : 1-3]

«Будут счастливы и обретут успех уверовавшие мумины, которые смиренны в своих молитвах, и которые берегут свои языки от пустословия».

Уверовавшие должны очистить свои языки от пустословия, от сквернословия, от таких тяжких грехов как сплетни, хула и т.д. Отучить свой язык от этого возможно только частым поминанием Всевышнего Аллаха.

Самая страшная беда для мумина – это толстосердие. Когда сердце перестаёт испытывать наслаждения от речи Аллаха, не ощущает истинное наслаждение от поклонения и покорности Ему, то каков диагноз? Это толстосердие, болезнь многих из нас. Его излечить можно только поминанием Всевышнего. И оставлять своё сердце в таком состоянии значит обрекать себя на гибель. Аллах в Коране говорит:

﴿فَوَيْلٌ لِلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُمْ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ﴾

[سورة الزمر الآية : 22]

«Беда тем людям, чьи сердца стали чёрствыми, толстыми, и которые не поминают Аллаха». А когда мумин поминает Аллаха, то находится под покровом, который ограждает его душу. Поминая Всевышнего, раб пребывает в Раю, будучи в этом дунья.

Многие арифуны, авлия - наилучшие из покорных Всевышнему, из поминающих Его, говорили:

Хасан аль Басрий (да будет доволен им Аллах):

تفقدوا الحلاوة في ثلاثة في الصلاة وفي الذكر وفي قراءة القرآن فإن وجدتمْ وجدتم وإلاّ فالباب مغلق فابحثوا عن السبب

«Ищите наслаждение, блаженство в 3 вещах: в молитве, поминании Аллаха и чтении Священного Корана, и если вы найдёте в этом наслаждение, то вы его обрели, если же вы нет, значит, вам врата закрыты, ищите в чём заключается причина».

Другой говорил:

مساكين أهل الدنيا خرجوا منها وما ذاقوا أطيب ما فيها قيل له: وما أطيب ما فيها؟ قال: معرفة الله تعالى ومحبته ودوام ذكره

«Бедные люди этого дунья знают только вкус мирского богатства, но они не вкусили самого сладкого в этом дунья», а что же самое сладкое, блаженное в этом дунья, спросили у него, он сказал: «Познание Всевышнего, любовь к Аллаху и пребывание в поминании Всевышнего». В этих 3 вещах то наслаждение, которое не вкусивший его не сможет описать.

Другой авлия говорил: «Если бы правители этого мира знали то, чем мы наслаждаемся, они бы отвоёвывали это у нас с мечами».

Поминание Всевышнего - причина благ, которые исходят от Аллаха. В священном хадисе, который привёл Умар (да будет доволен им Аллах) от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), сказано: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что Всевышний сказал:

"مَنْ شَغَلَهُ الْقُرْآنُ وَذِكْرِى عَنْ مَسْأَلَتِى أَعْطَيْتُهُ أَفْضَلَ مَا أُعْطِى السَّائِلِينَ"

[كنز العمال عن عمر بن الخطاب رضي الله عنه]

«Тому, кому некогда просить у Меня то, что он желает, оттого, что он поминает Меня и читает Коран, Я дам наилучшее из того, что Я даю просящим».Т.е. тот человек, которому некогда просить у Аллаха от того, что он пребывает в поминании Аллаха , и в чтении Его Священного Корана, Аллах ему дарует, без просьбы и без мольбы, всё, что ему нужно, всё, что он возжелал бы.

Об наслаждении, которое испытывает поминающий Аллаха, сказано и в другом хадисе:

"لاَ يَقْعُدُ قَوْمٌ يَذْكُرُونَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ حَفَّتْهُمْ الْمَلاَئِكَةُ وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ وَنَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ"

[مسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَأَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ]

«Какой бы народ не поминал Аллаха, он будет окружён ангелами, и его покроет милосердие Всевышнего, и к нему снизойдёт сакина». Сакина – вот об этом учёные написали очень много, потому что это особое состояние, в котором пребывает только поминающий Всевышнего, он чувствует себя так, будто он в Раю. Сакина – это душевное спокойствие, умиротворение, неописуемое чувство.

"وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ"

[مسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ وَأَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ]

«И Аллах упомянет этих людей с теми, которые находятся рядом с Аллахом», т.е. в мире ангелов.

В хадисе говорится, что наибольшее огорчение вызовет у раба в Судный день тот миг, который он упустил, забыв Аллаха, не поминая Всевышнего Аллаха .

Аиша (да будет ею доволен Всевышний), говорит, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

"ما من ساعة تمر بابن آدم لا يذكر الله فيها إلا تحسر عليها يوم القيامة"

[أخرجه أبو نعيم في الحلية، والبيهقي في شعب الإيمان وهو حسن وعن عائشة رضي الله عنها]

«Нет мига, который бы проходил у сына Адама без поминания Аллаха, о котором бы он не сожалел в Судный день».

В одной из книг о поминании Всевышнего сказано: «Если воскресить кого-либо из покойных и предложить ему 2 вещи: один вдох или весь мир со всеми его богатствами, то познавшие Аллаха говорят, что покойный раб избрал бы вдох и сказал бы: «Ни о чём раб Всевышнего не будет сожалеть так, как об времени без поминания Аллаха».

И мы должны опасаться в своём окружении тех людей, которые забыли Всевышнего. От человека, забывшего Аллаха, нет блага, он несёт в себе вред. И Аллах в Священном Коране говорит:

﴿وَلا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَنْ ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا﴾

[سورة الكهف الآية : 28]

«Не повинуйся тому, чьё сердце отвлечено от поминания Меня, и не повинуйся тому, кто следует за своими страстями, и чьи дела противоречат религии». И дай Аллах, чтобы мы не оказались теми, чьи сердца отвлечены от поминания Аллаха!

На маджлис, в котором поминается имя Всевышнего, прославляется имя Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), нужно стремиться попасть, принять участие в нём, как можно скорее примкнуть к этой общине, в которой поминается имя Аллаха.