Татуаж – быть или не быть?

14 Октябрь 2011
61975

Взгляд на татуаж через призму Шариата

Татуаж – быть или не быть?Сегодня татуаж достиг пика своей популярности не только в среде определённых субкультур. Его распространённость в наши дни отрицать не приходится, ведь уже очень многие «продвинутые» девушки и даже некоторые парни сделали это. Мусульманкам же приходится задумываться о том, разрешается ли эта новая мода Исламом и как это сможет отразиться на её духовных и нравственных качествах. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понять сущность татуажа и его процедуру.

Итак, начнём…

«Перманентный макияж бывает нескольких видов. Существует перманентный макияж бровей. Популярен перманентный макияж глаз и перманентный макияж губ. Все они появились из искусства татуировки благодаря косметологу из США. Он придумал электрическую машинку для накалывания рисунка на кожу. Направление татуажа стало необычайно популярным. Через сто лет косметологи решили использовать аппарат для коррекции лица. Новый вид татуажа назвали микропигментирование, позже – перманентный макияж» (x-tattoo.ru).

Из вышепрочитанного следует, что татуаж берёт свои истоки от искусства татуировок. А татуировки в Исламе запрещены согласно достоверному хадису Пророка (мир ему и благословение).

Процедура татуажа, или «вашму»

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сообщается: «Проклял Аллах метящих (вашимат) и просящих об этом (муставшимат), выщипывающих волосы и просящих об этом, подпиливающих между зубами для красоты – изменяющих творение Аллаха» (Сахих аль-Бухари, № 4604; Муслим, № 2125).

Давайте разберёмся, кто подразумевается под словом «метящие» (вашимат).

Если откроем книгу имама Навави «Шархуль Муслим», что является комментариями хадисов Муслима, то найдём следующее толкование: «Вашима (проклятая Всевышним в досточтимом хадисе) – это женщина, наносящая татуировки, а именно прокалывающая кожу с помощью иглы, спицы или чего-то подобного на тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах или на иных органах тела женщины до момента появления крови, затем подкрашивает эти места сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый оттенок. Наносится эта краска для различных узоров…» («Шарх Навави аля аль-Муслим», № 14/106).

Подобное же объяснение мы можем найти и в «Тафсируль Куртуби»: «Вашму… это прокалывание кожи на тыльной стороне руки или запястья женщины, затем подкрашивание этих мест сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый цвет...» («Тафсируль Куртуби», № 5/392).

Такое объяснение дают учёные Ислама слову «вашму», который, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение) , попадает под проклятие Всевышнего!

А теперь давайте прочтём о процедуре татуажа и сравним, похожа ли она на «вашму», запрещённый Исламом, или это совсем разные вещи.

«Процедура татуажа выполняется при помощи специального прибора, оснащённого сменными безопасными гигиеническими модулями со встроенными иглами. Иглы для татуажа имеют особую заточку и лазерную полировку, что позволяет идеально и максимально точно вводить пигмент под кожу. Процедура весьма болезненна, поэтому использование анестетика обязательно. Для этого чаще всего используются специальные кремы и гели, некоторые приводят к лёгкому охлаждающему эффекту (к примеру, «Сустаин», «Эльма», «Анестоп» и др.). Даётся около 5–10 минут на его впитывание и начало действия. Затем мастер приступает к непосредственному нанесению перманентного макияжа. Подкожно тонкой иголкой на глубину около 0,8 мм (главное – не превышать максимум в 1,5 мм) вводится окрашивающий состав. В качестве красителя могут использоваться, в принципе, как минеральные, так и натуральные (растительные) вещества» (JenDoctor.ru).

Как мы видим из прочитанного, процедуры вашму и татуажа проходят одинаково. Отсюда понимаем, что запрещённый в хадисе вашму относится к татуажу.

Почему запрет настолько строгий?

В чём причина того, что Пророк (мир ему и благословение) проклял вашму – татуаж? Среди учёных есть разные мнения, более достоверным является то, что причина запрета заключается в изменении творения Аллаха («Тафсируль Куртуби»,

№ 5/393).

Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Поклоняются многобожники идолам, подобным Ал-лат, Аль-узза и Манат. Поклоняются они тем самым непокорному шайтану, которого проклял Аллах, отдалив его от Своей милости. И сказал шайтан: "Я непременно сделаю для себя долю из Твоих рабов, призвав их к поклонению мне. И собью их с пути. Внушу в их сердца мечты о долгой жизни, что не будет отчёта и воскрешения. И повелю им обрезать уши скота. И повелю им изменять творения Аллаха" (в «Тафсируль Куртуби» (№ 5/392) говорится: «Некоторые учёные говорят о том, что под словом «изменять творения Аллаха» имеется в виду «вашму» – татуаж). И тот, кто берёт для себя шайтана покровителем, понесёт явный урон, так как местом возврата для него будет вечный Ад» («Тафсируль Джалалайни», сура «Ан-Ниса», № 117–119).

Подобное объяснение «изменению творений Аллаха» можно найти и в «Тафсиру Табари», в суре «Аль-Исра», аяте 119.

А если татуаж уже нанесён?

Если же по разным обстоятельствам татуаж всё-таки нанесён, то, во-первых, необходимо искренне раскаяться в содеянном и больше не возвращаться к подобному. В книге «Ианату Талибин» написано: «Обязуется удалить вашму (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае удалять тату необязательно. В «Буджайрими» сказано: "Если вашму нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с вашму, не считается действительным"» («Ианату Талибин», № 4/55).

Подобное говорится и в следующих книгах: «Асналь маталиби», № 1/172; «Аль-Икънау ли Ширбини», № 1/151; «Хашияту Буджайрими аляль Хатиби», № 4/441; «Хашиятуль Джамали аляль Мангьаджи Ли Шайхиль Ислам Закарийя», № 2/426; «Мугъниль Мухтадж», № 1/191; «Нигьаятуль Мухтадж», № 2/22.

В «Тафсируль Хазин» сообщается, что иблис обратился к Аллаху: «О Господь, ты отправил пророков и ниспослал к ним книги, а что же будет моей книгой?» Всевышний ответил: «Вашм» (татуировка, татуаж) («Тафсируль Хазин», сура «Аль-Исра», аяты 65–69).

Когда можно делать татуаж?

Имам Ахмад (1123) и Насаи (5104) передают: «Пророк (мир ему и благословение) проклял делающую вашму (татуировку или татуаж) и ту, которая просит этого, кроме как для лечения».

Исходя из этого хадиса, разрешается прибегать к татуажу с целью устранить такие дефекты, которые создают человеку физические препятствия или же вызывают у него гнетущий психологический дискомфорт, неловкость при общении с окружающими, если нет иных способов. В этом случае он может прибегнуть к исправлению своих внешних дефектов. И это разрешение обусловлено отсутствием вреда коже от татуажа.

Однако это разрешение в Исламе действует с одной оговоркой: процедура татуажа должна быть относительно безопасной и её должен порекомендовать достойный доверия и надёжный специалист (или специалисты) в этой области, который подтвердит, что татуаж сможет убрать имеющийся дефект.

За чьей модой следовать?

Некоторые в оправдание совершению татуажа говорят: «Ведь сегодня модно так ходить. Я же не для кого-то, я для себя». Сестра, ты ведь знаешь, что каждая эпоха диктует определённые представления о красоте, и, соответственно, вводит свою моду. К примеру, во времена да Винчи женщины объявили войну бровям и нещадно с ними боролись. В России в это же время дамы жевали белладонну, чтобы добиться «томных» расширенных зрачков. Вспомните корсеты, свинцовые белила, слои подъюбников… Все эти спортивные костюмы, кожаные куртки, золотые цепи, малиновые пиджаки… Согласитесь, сёстры, что мода 1990-х сегодня нам кажется смешной и вызывает улыбку. Спустя 20 лет трудно представить, как это можно было считать красивым. Так и через двадцать лет будет трудно представить, как это можно было считать красивым и модным перманентный макияж. Поэтому, сёстры, не обманывайтесь причудливой модой: сегодня она есть, завтра нет, – и если сегодня Вы последуете за ней, то завтра её не будет, а Вы, ослушавшись запрета Всевышнего, останетесь под гневом Всевышнего Аллаха у разбитого корыта и начнёте в недоумении вопрошать: как это я, зомбированная глянцевыми журналами, ходила с этим татуажем на улицу?

Красота требует жертв

Кто-то может в оправдание татуажа сказать: «Красота требует жертв».

Сестра, ты понимаешь, чем жертвуешь? Неужели ради татуажа можно пожертвовать довольством Всевышнего и заслужить Его проклятия?

Недавно на одном рекламном щите изобразили всю в татуаже, напудренную актрису или певицу, точно не помню. На заднем фоне был изображён пылающий огонь и надпись: «Войди в огонь, в котором я горю». Я не женщина, но если бы ею был, мне бы не захотелось ради татуажа зайти в её огонь. А вам?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.