Самые несчастные люди на земле

18 Сентябрь 2010
3879

Завистник никогда не дойдёт до своей цели и не одержит победу над своим врагом.

Самые несчастные люди на землеПрежде всего, надо знать, что зависть делится на два вида: чёрную (хасад) и белую (гибта). Чёрная зависть - это негодование и желание лишить кого-либо его блага, даже если это благо не перейдёт к самому завистнику. Белой же завистью считается то, когда человек не проявляет негодования и не желает лишить блага обладателя, а всего-навсего желает подобное и самому себе.

Ислам никоим образом не приемлет зависть. Зависть категорически запрещена - запрещена Кораном, сунной Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и единогласным мнением учёных (иджмой).

Завистники это самые несчастные люди на этом и на том свете. Из-за своей зависти они не могут видеть блага Всевышнего, и они всегда находятся в печали. Они словно гниют изнутри.

Доводы, подтверждающие запретность зависти.

Всевышний в Коране говорит: «Неужель они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?!» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 54)

أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلَى مَا آتَاهُمُ اللهُ مِنْ فَضْلِه (سورة النساء 54)

"Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!" (Аль-муъджамуль-авса 7874)

لا تحاسدوا ولا تدابروا وكونوا عباد الله إخوانا (المعجم الأوسط 7874)

В другом хадисе говорится: «…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Сахих Ибн Хиббан 4606)

ولا يجتمع في جوف عبد الإيمان والحسد (صحيح ابن حبان 4606)

Мудрецы сказали, что основой всех бед и грехов являются три вещи: зависть, алчность и гордость. Первым же, кто проявил гордость, был Иблис, так как он возгордился и отверг повеление Всевышнего поклониться пред первым человеком и первым пророком Адамом (аляйхи-с-салям), за что и был проклят Всевышним.

Что же касается алчности, то первым, кто проявил её, был Адам (аляйхи-с-салям), ибо когда ему сказали: «Воистину, весь Рай и всё, что находится в нём, дозволено для тебя - за исключением плодов этого дерева», но он съел плод запретного дерева - за что и был изгнан из Рая.

Первым же, кто проявил зависть, был Кабиль (в библейской традиции - Каин), потому что он последовал своей зависти - и убил своего брата и по крови и по вере Хабиля, по причине чего стал в числе неверующих, за что и будет подвергаться вечным мукам в аду. Также всем известна история о пророке Юсуфе (аляйхи-с-салям), братья которого, затаив в душе зависть к нему, не один раз впадали в грех.

Обратите внимание на то, к чему привела зависть, которая на первый взгляд казалось мелочью, от которой нет никому никакого вреда! Великий мусульманский учёный Абулляйс сказал: «Трём категориям людей не отвечают на мольбы: тому, кто потребляет запретное, кто занимается хулой, а также тому, в чьём сердце есть ненависть или зависть по отношению к мусульманам».

Уважаемые братья и сёстры по вере, знайте, что завистнику грозит восемь бед:

1. Аннулирование благих деяний, ибо в одном из хадисов Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Остерегайтесь зависти, воистину, зависть поглощает (стирает, аннулирует) благодеяния - подобно тому, как огонь поглощает дрова и траву» (Муслим).

اياكم والحسد، فان الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النار الحطب و العشب (مسلم)

А порой зависть может привести человека даже к неверию, подобно тому, как она привела к ней Кабиля.

2. Зависть подталкивает человека к совершению грехов. Ведь, как правило, завистник занимается хулой, лжёт, ругается и поносит других. Один из хадисов гласит: «Люди не перестанут творить благое до тех пор, пока не станут завидовать друг другу»

لا يزال الناس بخير ما لم يتحاسدوا (الطبواني)

3. Лишение заступничества Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в Судный день - тогда именно, когда все мы так будем нуждаться в этом! Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не из меня (иначе говоря - я отрекаюсь), тот, кто завидует, разносит сплетни и занимается гаданием. И я не из него (иначе говоря - у нас с ним нет ничего общего)". Затем прочитал следующий аят: «А те, которые клевещут на верующих мужчин и верующих женщин, воистину, они взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 58) (Аль-Хафиз Аль-Мунзири)

ليس مني ذو حسد ولا ذو نميمة ولا ذو كهانة ولا أنا منه، ثم تلا عليه الصلاة والسلام هذه الآية (وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُبِينًا (سورة الأحزاب آية 58))

4. Риск попадания в ад, потому что сказано в хадисе, переданном от Ибн Умара и Анаса ибн Малика: "Шесть категорий людей войдут в ад из-за шести вещей (пороков)" - и тогда Пророка спросили: «О Посланник Аллаха, кто же они?». Пророк ответил: «Это все те правители, из-за гнёта причиняемого ими, это также те арабы - из-за национализма, вожди - из-за гордости, торговцы - из-за вероломства (обвешивания и т.д.), зажиточные люди - из-за незнания и учёные - из-за зависти».

5. Зависть толкает человека к причинению вреда другому. По этой причине Всевышний повелел нам просить защиты от завистника, подобно тому, как повелел просить защиты от шайтана. Аллах в Коране говорит: «[Скажи о Мухаммад, я прошу защиты у Господа рассвета] от зла завистника, когда тот завидует» (Сура «Аль-Фаляк», аят 5). Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Ищите помощь в исполнении ваших нужд в скрывании, т.е. не рассказывайте другим то, что вы хотите совершить, воистину - всякому обладателю какого-нибудь блага завидуют» (Ас-Сахми).

استعينوا علي قضاء الحوائج بالكتمان فان كل ذي نعمة محسود

6. Бесполезное утомление и забота, греховные мысли.

7. Сердечная слепота, до такой степени, что он не будет понимать решение Всевышнего. К примеру: почему Аллах одарил другого богатством - а его нет? Суфъян ас-Саури сказал: «Не будь завистником, если хочешь быстро что-нибудь понимать и осваивать».

8. Лишение и унижение. Завистник никогда не дойдёт до своей цели и не одержит победу над своим врагом (соперником).

Зависть же дозволена лишь в двух вещах, как об этом гласит один из хадисов: «Не допускается зависть, кроме как в двух вещах: зависть по отношению человеку, которому Всевышний даровал богатство и который расходует его во благо - и человеку, которому Всевышний даровал знания, за которыми тот следует, и обучает им других» (Аль-муъджамуль-авсат 1712).

لا حسد إلا في اثنتين رجل آتاه الله مالا فسلطه على هلكته في الحق ورجل آتاه الله حكمه فهو يعمل بها ويعلمها (المعجم الأوسط 1712)

Да поможет нам Всевышний довольствоваться тем, чем Он нас наделил! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.