Кто они – рабы Всевышнего?

17 Июль 2012 1503

«…Которые сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро»

Кто они – рабы Всевышнего?Всевышний говорит (смысл): «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова.

Те, которые проводят ночи, падая ниц и стоя перед Господом своим;
Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Аду, поскольку мучения там не отступают.

Как скверны эта обитель и местопребывание!

Те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим равны (соблюдают середину);
Те, которые не лжесвидетельствуют и которые, когда проходят мимо суетного, минуют его с достоинством;
И те, которые, когда им напомнишь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним.

Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных».

Они получают в награду высокие степени за то, что были терпеливы, и встретят их там приветствием и миром.
Они пребудут там вечно. Как прекрасна эта обитель и местопребывание!»
(Коран, сура 25, аяты 63–76)

В этом священном аяте, в конце суры «Аль-Фуркъан», Всевышний даёт описание Своих рабов, которые на самом деле достойны называться рабами Аллаха.

В толкованиях аятов Корана учёные приводят качества, свойственные обладателям богобоязненности, праведности.

В Коране приводятся следующие основополагающие качества праведников.
1. Вера в тайное.

Без сомнений, это одно из особенных их качеств. Вера призывает их к служению и совершенному исполнению повелений Аллаха, призывает сторониться Его запретов. Это качество, которым Всевышний в начале Корана описывает рабов.

Он говорит (смысл): «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, Которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, Которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в вечной жизни» (сура 2, аяты 2–4).

Аллах говорит (смысл): «Ты увещаешь только тех, кто следует за напоминанием и боится Милостивейшего втайне» (сура 36, аят 11).

Ведь Пророк (мир ему и благословение) увещевал всех людей, но Всевышний упоминает их из-за того, что лишь они обрели пользу от увещевания.

Следующий аят подобен предыдущему (смысл): «Скажи: "Он (т. е. Коран) для тех, кто уверовал, – руководство к прямому пути и [средство] исцеления. А те, которые не веруют, слепы [к Корану], и их уши глухи [к нему], словно к ним взывают издалека"» (сура 41, аят 44).

Призывающие ко Всевышнему, основываясь на вере в тайное, побуждают окружающих к изменению и улучшению себя. Их духовная связь непрерывна. Они стремятся в Рай, их вероубеждение основано на Единобожии, они надеются встретить Всевышнего с чистым сердцем, как об этом говорит Коран.

2. Умение прощать.

Это то, чему учил Пророк (мир ему и благословение): прощать того, кто притеснил тебя, давать тому, кто лишил тебя. Всевышний так говорит о таких людях (смысл): «И воздаянием зла – зло, подобное ему. Но кто простит и уладит, – награда его у Аллаха. Поистине Он не любит притеснителей» (сура 42, аят 40).

Также Всевышний побуждает стремиться к Его прощению, научившись прощать других. Об этом говорится в суре «Ан-Нур» (смысл): «Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милостивейший» (сура 24, аят 22).

Аллах говорит (смысл): «…Которые сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (сура 3, аят 134).

Также Он сказал (смысл): «Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности» (сура 2, аят 237).

3. Правдивость.

Истинные рабы Всевышнего придерживаются правдивости в любых жизненных обстоятельствах. Всевышний так говорит о них (смысл): «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал её истинность, действительно являются богобоязненными» (сура 39, аят 33).

Аллах говорит (смысл): «Те, которые были правдивы, это они – богобоязненные» (сура 2, аят 177).

В книге Мухаммада Ас-Сабуни «Савфату ат-тафсир» так толкуются слова Всевышнего «которые были правдивы»: правдивы в их вере, и они – обладатели совершенной богобоязненности (том 1, стр. 118). Это люди, которые не только доказали свою веру словами, но и подтвердили свои слова делами. Их состояния не меняются из-за каких-либо трудностей. В этом есть указание на то, чтобы слова о вере подкреплялись поступками.

Пророк (мир ему и благословение) служил примером и побуждал к правдивости: «Не перестанет человек говорить правду и придерживаться её, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший» (имам аль-Бухари).

Призывая ко Всевышнему, нам в первую очередь необходимо обратиться к самим себе, спрашивая: «Не обязан ли я сам иметь такие качества, прежде чем призывать к ним других?»

3. Почитание святынь Ислама.

Всевышний говорит (смысл): «А те, кто блюдёт обряды [хаджа], установленные Аллахом, (делают) это от богобоязненности в сердцах».

Аль-Куртуби сказал: «Святыни Ислама – признаки этой религии. Всевышний связал богобоязненность с сердцем, потому что она исходит из сердца. Поэтому в достоверном хадисе передаётся: «Таква (богобоязненность) здесь», – и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на свою грудь.

Богобоязненные возвеличивают Всевышнего и Его повеления, что их побуждает на служение Ему. Также они понимают Его запреты, соответственно сторонятся ослушания Всевышнего. А кто не возвеличивает ценности Ислама, тот пренебрегает повелениями и запретами, да убережёт нас от этого Всевышний.

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы считали их смертными грехами» (имам аль-Бухари).

Ибн Маcуд (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Верующий видит свои грехи, как будто он сидит под горой, боясь, что она упадёт на него; грешник же видит свои грехи, как будто это была муха, пролетающая у его носа, и он говорит то-то и то-то ей – то есть он прогоняет её своей рукой» (имам Аль-Бухари).

Сердце верующего озарено, поэтому, когда он видит в себе то, что противоречит Исламу, он страшится этого. Мудрость сравнения грехов с горой в том, что избежать смерти в случае обрушения горы невозможно.

Необходимо объяснить людям важность возвеличивания ценностей Ислама в словах и поступках. Об этом нужно помнить и напоминать другим. Если призывающий соблюдает это, то и слушающие будут следовать его наставлениям, будут уважать святыни Ислама, даже если потеряют в результате этого всё, что имеют.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.