Работа или таравих-намазы?

16 Август 2011 934

Фетва о запрете покидать рабочее место и идти на таравих-намазы

Работа или таравих-намазы?Вопрос: Каково шариатское решение по поводу оставления рабочего места и отправления на намаз таравих, можно ли за это наказывать работника, вычитается ли время, проведенное в намазе таравих, из рабочего времени? Мы работаем иногда до двенадцати ночи.

Ответ: Сотрудники должны работать в определенное время на определенных рабочих местах согласно договору, и за это они получают зарплату. Работники не имеют права делать что-либо другое в это время, что может повлиять на качество их работы. Если рабочее время было потрачено на другое, что не было указано в трудовом договоре, то это является нарушением договора по Шариату и обычаю.

قال العلامة البجيرمي الشافعي في حاشيته على (شرح منهج الطلاب) لشيخ الإسلام زكريا الأنصاري (3/ 174، ط. دار الفكر العربي): "وأوقاتُ الصلوات الخمس، وطهارتُها، وراتبتُها، وزمنُ الأكل، وقضاء الحاجة: مُستَثناةٌ من الإجارة؛ فيصليها بمحله، أو بالمسجد إذا استوى الزَّمَنان في حَقِّه، وإلا تعين مَحَلُّه".اهـ

Имам аль-Бужайрими аш-Шафии в Хашияте на «Шарху манхаж литулаб», принадлежащую перу шейх-уль-Ислама Закарью аль-Ансари (3/174, издательство «Даруль фикр аль-Араби») сказал: «Время на совершение пяти обязательных намазов и очищения для них, их ратибатов, употребления пищи, справления нужды исключается из иджары (аренды, найма). Человек может совершить намаз на рабочем месте или в мечети, если на этой уйдет одинаковое время; если нет, то обязан совершить на рабочем месте».

Если выбор стоит между обязательным и желательным, необходимо выполнить обязательное. Находиться на рабочем месте является обязательным, это предписывает договор, заключенный между работником и организацией. Следовательно, отлучаться даже на желательное поклонение, если это не предусмотрено трудовым распорядком, является по Шариату запретным, потому что происходит невыполнение обязательного.

За оставление намаза таравих нет греха, потому что он считается желательным, но если из-за желательного действия упускается обязательное, то это грешно (как например, если человек, не совершив намаз, читает Коран до истечения времени намаза). Мусульманин должен поклоняться так, как желает Аллах, а не так, как желает он. Нет никакой причины, допускающей выполнение желательного, если при этом оставлено обязательное.

Вывод: работнику не дозволяется в рабочее время идти на таравих-намазы, но можно покидать работу для совершения обязательных (фарз) намазов. Наказание определяется согласно трудовому законодательству до той поры, пока оно не противоречит Шариату. При вынесении наказания следует избегать грубости.

Мусульманин может совершать таравих-намаз ночью сколько пожелает, в одиночку или коллективно. Если и ночью не сможет совершить, то допустимо после восхода солнца до обеденного намаза, потому что когда у Пророка (мир ему и благословение) упускался ночной вирд, то он возмещал его следующий день в указанное время, однако воздаяние за таравих-намазы, совершенные после восхода солнца будет как за возмещенные. Аллах знает лучше.

Фетву вынес Египетский муфтият

Источник: http://www.dar-alifta.org

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.