Некий талиб[1] из Хорасана отправился в Ирак в поисках религиозных знаний. Там он обучался у разных учёных и выучил наизусть четыре тысячи хадисов. В конце учёбы, когда он попросил у своего учителя разрешения вернуться домой, учитель сказал ему: «Научить тебя изречению, которое лучше для тебя, чем все заученные тобою хадисы?» Ученик пожелал узнать это изречение, и учитель спросил его: «Обитает ли у вас там иблис?»
Ученик ответил утвердительно. Учитель спросил ещё: «Вселяет ли он в ваши сердца васвас[2]?» Опять получив утвердительный ответ, учитель спросил: «Что же вы с ним делаете?» – «Мы отгоняем от сердца шайтана, то есть васвас, который он вселил в наши сердца». «А если он вновь придёт к вам?» – «Мы опять прогоним его». Тогда учитель научил его: «Когда этот враг Аллаха вредит вам, вселяет васвас в ваши сердца, отвлекая вас от поклонения Аллаху, вы не старайтесь отогнать его, не увлекайтесь этим, а ведите себя так, словно находитесь рядом с чабаном, при котором злая овчарка. Если кто-то станет самостоятельно защищаться от этой овчарки, будет отгонять её, не прибегая за помощью к чабану, что же из этого выйдет? Овчарка станет бросаться на него и не успокоится, пока его не искусает. Он отбивается, размахивает руками, но у него нет сил убить овчарку, а не убив, её невозможно успокоить. Не лучше и не разумнее ли в подобной ситуации обратиться за помощью к чабану, укрыться за его спиной, чем тягаться с овчаркой? Ведь достаточно одного окрика чабана, чтобы утихомирить и отогнать собаку».
Таким образом, учитель учит ученика постоянно обращаться к Аллаху для защиты от шайтана, подобно тому человеку, который обратился к чабану за защитой от злой овчарки.
Да защитит Аллах нас, особенно наши сердца, уста и разум, от шайтана, как он защитил Пророка Аюба (мир ему)!
Один из аҳлуллаҳов[3] Абу-Саид аль-Харази, однажды увидел во сне иблиса. Он поднял палку, чтобы ударить иблиса. И тогда этот проклятый сказал ему: «О абу-Саид! Я не боюсь палки
твоей, я страшусь божественного света, исходящего из сердца арифа[4], словно лучи яркого солнца».
Да осветит Всемогущий Аллах сердца уверовавших по милости Своей!
Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана».
[1] Талиб – ищущий знаний.
[2] Васвас – наущение шайтана; мысли, которые внушает шайтан. Это могут быть разные сомнения, плохие мысли. Иногда это могут быть даже хорошие мысли, которые используются для внушения человеку чего-то очень плохого.
[3] Ахлуллах – ‘арифун (познавшие Аллаха), авлийа, люди, по-настоящему любящие Аллаха.
[4] ‘Ариф – познавший Аллаха.