(Салату-ль-кусуфи ва хусуфи)
Намаз, совершаемый при затмении солнца или луны является настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение). Тем не менее, в последнее время она оказалась заброшенной, многие не обращают внимания на неё.
Время намаза, совершаемого при затмении солнца или луны, наступает с началом затмения солнца или луны и завершается с полным окончанием затмения или с заходом солнца или луны.
Этот намаз состоит из двух ракаатов. Намерение перед молитвой произносится так: "Я намерен совершить молитву затмения солнца (луны) Всевышнему Аллаху, Аллаху акбар ”. Затем читают суру “аль-Фатиха” и совершают руку‘ (поясной поклон) как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают “Фатиха” (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. После него, как обычно, совершают два земных поклона (суджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый ракаат.
Точно так же совершают и второй ракаат.
Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «Ташахуд» (“Ат-тахиййату...”) и произнесением “Салама” с поворотом головы сначала в правую, затем в левую стороны.
Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его ракаат состоит из двух поясных поклонов и в нем дважды читают суру “алъ-Фатиха”.
После каждого чтения суры “Фатиха” рекомендуется читать и другую суру или аяты. Но совершить намаз можно и без чтения другой суры после “Фатиха”, можно даже совершить обычный двухракаатный намаз с намерением на молитву по случаю затмения солнца или луны.
Здесь приведен тот вариант намаза, который в состоянии совершить любой мусульманин. Более подробно о молитве при затмении солнца или луны читайте в книге “Аль-фикху ‘ала мазахибил арба‘ата” (т. 1, стр.366) и в других шариатских книгах.
Эту молитву также желательно совершать коллективно, это сунна Пророка (мир ему и благословение). Сначала словами “Ас-салата джами‘ат” (“Все на молитву!”) мусульман призывают к молитве, а после коллективной молитвы имам читает хутбу (обращение-проповедь), как во время пятничной молитвы. В хутбе имам призывает правоверных к раскаянию, раздаче милостыни, поминанию Аллаха и чтению дуа.
Суру “аль-Фатиха” в молитве при затмении солнца имам читает про себя, а при затмении луны — вслух.
Если этот намаз не совершается коллективно, его следует совершать хотя бы индивидуально. Есть ученые-богословы, которые говорят, что это необходимая молитва (ваджиб).
* * *
Раньше арабы связывали затмения солнца или луны со смертью известного, великого человека. Затмение солнца было и в день смерти сына Пророка (мир ему и благословение) Ибрахима. Среди жителей Медины распространился слух, что затмение произошло из-за его смерти. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Затмение солнца или луны — это одно из многочисленные знамений Аллаха, подтверждающих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения солнца или луны не происходят. Когда вы увидите это (затмение), вы старайтесь поминать Аллаха, раскаиваться и просить у Него прощения и совершать намаз”.
Этот хадис убеждает нас в удивительной точности исполнения Пророком (мир ему и благословение) возложенной на него Аллахом миссии и его справедливости, это также является одним из признаков того, что он был истинным Пророком Всевышнего Аллаха. Если бы он, как другие властители, которые управляли и управляют разными государствами, жаждал власти и величия, ему ничего не стоило бы сказать, что затмение солнца произошло из-за смерти его сына — кто бы из мусульман ему не поверил?
Верующие и неверующие астрономы давно знают причину затмений солнца и луны, могут предсказывать их. Но из этого не следует, что затмения солнца и луны не являются знамениями Всевышнего Аллаха. Смысл наставления Пророка (мир ему и благословение) о необходимости поминать Аллаха, совершать молитвы при затмениях состоит в том, что затмения являются проявлениями всемогущества Аллаха. Затмения являются видимыми изменениями в природе, и, несомненно, при непреходящем затмении человечество может погибнуть. Значит, это явление — напоминание людям о Судном дне, о его признаке. Поэтому, не лучше ли человеку при наступлении затмения спешить поминать Всевышнего Аллаха, молиться и раскаиваться, просить прощения у Него.
Да поможет нам Аллах! Амин!