Намаз, совершаемый при затмении солнца или луны

22 Август 2013
6219

(Салату-ль-кусуфи ва хусуфи)

Намаз, совершаемый при затмении солнца или луны является настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение). Тем не менее, в последнее время она оказалась забро­шенной, многие не обращают внимания на неё.

Время намаза, совершаемого при затмении солнца или луны, наступает с началом затмения солнца или луны и завершается с полным окончанием затмения или с захо­дом солнца или луны.

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Намерение перед молитвой произносится так: "Я на­мерен совершить молитву затмения солнца (луны) Все­вышнему Аллаху, Аллаху акбар ”. Затем читают суру “аль-Фатиха” и совершают руку‘ (поясной поклон) как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают “Фатиха” (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. После него, как обычно, совершают два земных покло­на (суджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый ракаат.

Точно так же совершают и второй ракаат.

Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «Ташахуд» (“Ат-тахиййату...”) и произнесением “Салама” с поворотом головы сначала в правую, затем в левую стороны.

Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его ракаат состоит из двух поясных поклонов и в нем дважды читают суру “алъ-Фатиха”.

После каждого чтения суры “Фатиха” рекоменду­ется читать и другую суру или аяты. Но совершить намаз можно и без чтения другой суры после “Фатиха”, мож­но даже совершить обычный двухракаатный намаз с намерением на молитву по случаю затмения солнца или луны.

Здесь приведен тот вариант намаза, который в состо­янии совершить любой мусульманин. Более подробно о молитве при затмении солнца или луны читайте в книге “Аль-фикху ‘ала мазахибил арба‘ата” (т. 1, стр.366) и в других шариатских книгах.

Эту молитву также желательно совершать коллектив­но, это сунна Пророка (мир ему и благословение). Сначала словами “Ас-салата джами‘ат” (“Все на молитву!”) мусульман призывают к молитве, а после коллективной молитвы имам читает хутбу (обращение-проповедь), как во время пятничной молитвы. В хутбе имам призывает правоверных к раская­нию, раздаче милостыни, поминанию Аллаха и чтению дуа.

Суру “аль-Фатиха” в молитве при затмении солнца имам читает про себя, а при затмении луны — вслух.

Если этот намаз не совершается коллективно, его сле­дует совершать хотя бы индивидуально. Есть ученые-бо­гословы, которые говорят, что это необходимая молит­ва (ваджиб).

* * *

Раньше арабы связывали затмения солнца или луны со смертью известного, великого человека. Затмение солн­ца было и в день смерти сына Пророка (мир ему и благословение) Ибрахима. Среди жителей Медины распространился слух, что зат­мение произошло из-за  его смерти. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Затмение солнца или луны — это одно из многочисленные знамений Аллаха, подтвержда­ющих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения солнца или луны не происходят. Ког­да вы увидите это (затмение), вы старайтесь поминать Аллаха, раскаиваться и просить у Него прощения и со­вершать намаз”.

Этот хадис убеждает нас в удивительной точности ис­полнения Пророком (мир ему и благословение)  возложенной на него Аллахом миссии и его справедливости, это также является одним из признаков того, что он был истинным Пророком Все­вышнего Аллаха. Если бы он, как другие властители, которые управляли и управляют разными государства­ми, жаждал власти и величия, ему ничего не стоило бы сказать, что затмение солнца произошло из-за смерти его сына — кто бы из мусульман ему не поверил?

Верующие и неверующие астрономы давно знают при­чину затмений солнца и луны, могут предсказывать их. Но из этого не следует, что затмения солнца и луны не являются знамениями Всевышнего Аллаха. Смысл на­ставления Пророка (мир ему и благословение)  о необходимости поминать Алла­ха, совершать молитвы при затмениях состоит в том, что затмения являются проявлениями всемогущества Аллаха. Затмения являются видимыми изменениями в природе, и, несомненно, при непреходящем затмении человечество может погибнуть. Значит, это явление — напоминание людям о Судном дне, о его признаке. Поэтому, не лучше ли человеку при наступлении затме­ния спешить поминать Всевышнего Аллаха, молиться и раскаиваться, просить прощения у Него.

Да поможет нам Аллах! Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.