Как правильно сидеть в намазе

4 Сентябрь 2013 7469

Мнение имама Аш-Шафи’и

В наших мечетях часто можно увидеть, что во время чтения «ташаххуда» (аттахията), мусульмане не всегда следуют сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В этой статье мы расскажем об этой сунне подробнее.

Таваррук (араб. تَوَرُّكٌ) происходит от глагола تَوَرَّكَ (садиться, опираться на бедро; проживать; останавливаться (где بـــ)) из корня وَرِكٌ (бедро) и означает – сидение на бедре. В терминологии шариата «таваррук» – это сидение молящегося на левом бедре, просунув левую ногу под голень правой и опираясь пальцами правой стопы в пол так,

чтобы они были направлены в сторону киблы. Эта поза сидения является сунной в последнем ташаххуде трёх или четырёхракаатного намаза.

 В «Сахих аль-Бухари» (1/210 №828) передаётся, что однажды Абу Хумайд Ас-Са’иди сказал:

كنت أحفظ كم لصلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم رأيته…فإذاجلس في الركعتين جلس على رجله اليسر ىون صب اليمنى وإذاجلس في الركعة الآخرة قدم رجله اليسر ىون صب الأخرى وقعدعلى مقعد ته

«Я лучше всех из вас запомнил, как молился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует… Усаживаясь, после совершения (первых) двух ракатов, он садился на свою левую ногу и поднимал вертикально ступню правой, а когда усаживался после совершения последнего ракаата, продвигал вперёд свою левую ногу, поднимал правую ступню и сидел на (левой) ягодице».

В «Фатху-ль-Бари» (2/354) Хафиз ибн Хаджар Аль-’Аскалани упомянул, что этот хадис  является очень убедительным доказательством в пользу имама аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, который выделил различие между положениями (в сидении) в первом и последнем ташаххуде (аттахияте). Таким образом, хадис ясно показывает, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в позе «ифтираш» во время первого сидения (для чтения первого «ташаххуда») и в позе «таваррук» во время последнего.

В «СахихибнуХиббан» (5/184) приводится такой риваят хадиса от абуХумайда:

وجلس على شقها لأيسرمتورك ا

«Он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сидел на своей левой голени в позе «таваррук».

Также это передает аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра» (2/72), имам Ахмад в своей книге «Муснад» (5/424), также ат-Тирмизи приводит похожее и говорит (про этот хадис) — «хадис хасан, сахих» (2/105).

Хадис Абу Хумайда, приводимый в «Сахих аль-Бухари» ясно показывает различие в том, как сидел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в двух сидениях (во время чтении ташаххуда): в первом (ташаххуде) он (да благословит его Аллах и приветствует) сидел  в позе «ифтираш», а втором — в позе «таваррук». (Также, во всех сидениях, кроме сидения для чтения последнего «ташаххуда» сунной является сидеть в позе «ифтираш». Если надо совершить саджатуссахви, в последнем ташаххуде также желательно сидеть в позе «ифтираш») .

А Аллах знает лучше.

Мухаммад Мусаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.