Степени богобоязненности

19 Сентябрь 2013

Богобоязненными (муттакин) называют людей, которые оберегают себя от совершения дел, ведущих в Ахирате к суровым наказаниям, и боятся Аллаха или тех, кто не постоянствует в грехе и не обманывается своим поклонением, то есть, не считает его значимым, поскольку лишён стремления к славе (сум‘ат) и совершению деяний напоказ (рийа’), или так называют тех, кто следует за Пророком (мир ему и благословение) и его сподвижниками, а это включает в себя всё вышеперечисленное.

У богобоязненности три ступени.

Первая ступень – очищение от неверия, чтобы уберечь себя от вечного пребывания в Аду, то есть, нахождение в единобожии, какие бы большие грехи человек ни совершал. Сколько бы времени в зависимости от грехов ни провел он в Аду, единобожие спасёт его и приведёт  в Рай.

Вторая ступень – находясь в единобожии, то есть в Исламе, отдаление от всего, совершение или не совершение которого приводит к греху. Например, хула, ложь, сплетни – приводят к греху, А намаз, пост, закат – к греху ведет их неисполнение и т. п.

Третья ступень – очищение от всего, что отвлекает сердце от Всевышнего, и всестороннее, полное обращение к Аллаху. Это и есть истинная богобоязненность, которая имеется в виду во всех призывах Священного Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение).

У одного человека из ‘арифов по имени Ибну Сайрин было сорок больших глиняных сосудов, полных масла. Прислужник нашёл в одном сосуде мышь и выбросил её. Хозяин спросил его, в каком из них  была мышка. Прислужник не смог вспомнить, тогда Ибну Сайрин вылил на землю масло из всех кувшинов.

Абу Йазид Бастами купил финики в местечке Хамадан. Вернувшись домой, он обнаружил в них двух муравьев. Взяв этих муравьев, он отправился в Хамадан, чтобы там выпустить их.

Однажды Бастами в поле выстирал одежду. Товарищ сказал ему: «Давай повесим сушить на стену». Он отказался: «Мы не забьём гвоздь в чужую стену». Тогда тот предложил развесить её на дереве. Бастами вновь отказался, возразив, что может сломаться ветка чужого дерева. Тогда товарищ предложил расстелить одежду на поле. И с этим Абу Йазид не согласился, сказав, что на поле пасётся скот. В конце концов, он высушил одежду, набросив её на свою спину. Так ведут себя люди, у которых уровень богобоязненности достиг совершенства.

Аллах, характеризуя богобоязненных людей, говорит (смысл): «Это люди, которые уверовали и приняли то, что было столь далеко от них и что они не видели своими глазами, следуя тому, что говорил Пророк (мир ему и благословение)».

Например, мучения в могиле, воскрешение в Судный день и отчёт, мост Сират, весы Мизан, Рай, Ад и многое другое, что связано с Ахиратом, – если человек не поверит во всё это с убеждением, будто увидел воочию, своими глазами, вера его не будет совершенной. И целью размышления людей тариката о смерти и могиле перед совершением рабиты утром и вечером является укрепление убеждённости в истинности всего этого.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави "Побуждение внять призыву Корана".

Пер. с аварского яз. книги «Танбих аль-авам ила да‘ват аль-Кур‘ан». В четырех томах. – 1-й том. 1-е издание. - Махачкала: Нуруль Иршад, 2011. – 400 с.