Выплата закята с торгового имущества

26 Ноябрь 2013

Человек, занимающийся торговлей, обязан изучить условия выплаты обязательного пожертвования (закята) с торгового имущества. В конце каждого торгового года ему следует выплатить в пользу некоторых нуждающихся категорий людей 1/40 часть (2,5 %) от общей суммы, куда входит и стоимость всего товара, находящегося в обороте, и вырученные средства, и это только один раз в год. Как видно, размер закята совсем незначителен.

Закят является важнейшим столпом Ислама, за исполнение которого предусмотрено великое воздаяние. Всевышний в Коране, говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе.

Каждый, кто выплачивает закят, осознаёт, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это долг братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама – закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.

Выплата одного дирхама в качестве обязательного закята лучше, чем добровольное пожертвование (садака) золота величиной с гору. Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха, и увеличении блага для тех, кто расходует на закят часть того, чем Аллах их наделил. Закят очищает имущество человека и защищает от бед, избавляет его от скупости. На имущество выплатившего закят нисходит благодать, оно увеличивается, и расширяется благосостояние хозяина. И наоборот, невыплата закята лишает имущество и жизнь человека благословения и благодати, навлекает на него бедствия, и усиливается наказание, предназначенное ему на том свете. В Судный день имущество, с которого человек не выплачивал закят, превращают в больших ядовитых змей, которые обвиваются вокруг его шеи и кусают его. Золото и серебро, с которых хозяин не выплачивал закят, в Судный день бросают в огонь и накаляют подобно тому, как накаляют железо, прикладывают к его лицу, лбу, к бокам, спине и таким образом мучают его. Мудрость того, что прижигаться будут именно лбы, бока и спины, в том, что богатый, когда видит неимущего вдалеке, морщит лоб, приблизившись немного, он поворачивается к нему боком, а встретившись, поворачивается к нему спиной. Также домашний скот, с которого он не выплатил закят, превращают в самых больших животных, которые бодают и топчут его. Закят, не выплаченный на этом свете, забирают у человека на том свете. Обо всём этом повествуется в высокочтимом Коране и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

В Священном Коране говорится:

وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ التوبة، 34

Смысл: «Тех, кто не выплачивают закят и хранят деньги и золото как клад и не расходуют их на пути Аллаха, ты обрадуй горьким и мучительным наказанием» (сура «Ат-Тавба», аят 34).

В Коране предупреждаются скупящиеся о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха, и поэтому мусульманину необходимо остерегаться скупости, которая вызывает ненависть бедных и слабых. Этим совершенным исламским путём человеческое общество должно защищать себя от революции и гражданских войн, от насилия и кровопролития.

Цель закята и мудрость, заключённая в нём

Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путём выделения закята. Несомненно, что бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нём внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является не что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям. Социальное неравенство также послужило причиной большинства революций.

Если каждый, кто обязан давать закят, учтёт это обязательство, то в обществе станет правилом исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет единым организмом.

Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоёв населения. Уникальность исламского общества заключается в том, что бедные живут за счёт налога с богатства состоятельных людей. Например, на сегодняшний день очень много людей являются безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть своё дело, – таким образом решается проблема занятости, и не остаётся нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю Халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза (да будет доволен им Аллах), когда попросили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдуль-‘Азизе (да будет доволен им Аллах). И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили их.

Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что когда он даёт, то получает больше, чем отдаёт. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто даёт милостыню. Ещё человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т. п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.

Таким образом, социальная справедливость, достигаемая в результате выплаты состоятельными людьми закята с имущества, становится основой обеспечения мира, справедливости и любви среди рабов Аллаха.

Доводы об обязательности выплаты закята с торгового имущества

Доводами в пользу облагаемости торгового имущества закятом являются Священный Коран и благородные хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا أَنْفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ البقرة، 267

Смысл: «О те, которые уверовали! Вы расходуйте из того имущества, что заработали, приобрели» (сура «Аль-Бакара», аят 267).

Комментатор Корана Муджахид, да будет доволен им Аллах, утверждал, что данный аят был ниспослан по поводу обязательности выплаты закята с торгового имущества.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по имени Сумрат (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам выплачивать закят со всего, что мы приобретали для торговли».

В торговое имущество входит весь товар, который приносит прибыль в результате торга и обмена. Например, домашний скот, кожа животных, посуда, фрукты, недвижимость (земля), дома, автомобили, золото, серебро, даже валюта. Одним словом, всё (кроме запретного (харам), например спиртное, табак и т. п.), посредством чего ведётся торговля и обмен в соответствии с нормами Шариата, облагается закятом при наличии соответствующих условий.

Однако имущество, приобретённое не для продажи (мебель, дом, инструменты, одежда и т. д.), в категорию торгового имущества не входит.

Условия обложения торгового имущества закятом

Для того чтобы торговое имущество облагалось закятом, существуют шесть следующих условий:

1. Владелец имущества должен стать его хозяином только путём торга или обмена. К примеру, если кому-то в наследство досталось имущество, которое добыто путём торга, то это имущество закятом не облагается. Нужно, чтобы тот, кто получил это имущество, с целью торговли пользовался им ещё в течение целого года. То есть если он продал это имущество и за полученные средства купил товар с намерением заняться торговлей, то с этого момента и начинается отсчёт торгового года.

2. При приобретении данного товара у человека должно присутствовать намерение превратить его в торговое имущество с целью получения прибыли. Именно со дня приобретения товара, таким образом, начинается отсчёт торгового года.

3. Отсутствие намерения оставить торговое имущество себе. То есть товар, который приобрёл человек, должен быть предназначен для оборота, а не для того, чтобы оставить его себе.

4. Завершение целого года от начала торговли.

5. Достижение нисаба торгового имущества в конце года. Нисабом называется стоимость товара, при которой он облагается закятом. То есть по истечении целого года по лунному календарю устанавливается стоимость имеющегося в наличии товара (основного капитала) и прибавляется к нему выручка, полученная в результате коммерческой деятельности. Если общая сумма достигает нисаба или больше него, с этой суммы выплачивается 1/40 часть или 2,5 %. Это равносильно 2,5 рублям от каждых 100 рублей, или 25 рублям от каждой 1000 рублей.

Если сумма в конце года не достигла нисаба, она не облагается закятом. Однако если помимо этой суммы в наличии есть определённая часть денег, которая у вас находилась ещё с начала торгового года (за который вы не приобрели товар, а хранили у себя), и при её добавлении к общей сумме она достигнет нисаба, то с этих средств необходимо выплатить закят. Например, при начале торговли у вас на руках были 25000 рублей. За 15000 рублей вы закупили товар, а оставшиеся 10000 оставили у себя. В конце торгового года стоимость имеющегося в наличии товара (основного капитала) и выручки у вас составила 20000 рублей. Эта общая сумма в данном случае не достигла нисаба (80 граммов золота или его стоимость (см. ниже)). Тогда вы добавляете к этой сумме (к 20000 рублям) те 10000 рублей, которые с начала года у вас находятся в наличии. Получится 35000 рублей (то есть сумма достигла и даже превысила нисаб), и с этих денег вы выплачиваете закят.

Если в течение года прибыль не получена, закят выделяется с основного капитала, в том случае если он достигает нисаба. То есть закят не зависит от прибыли.

6. Товар, который находится в обороте, до истечения целого года не должен быть обращён именно в ту валюту, за которую вы его приобрели. Если перевести товар в ту валюту, за которую вы его купили, и эта валюта при этом не достигла своего нисаба, а затем вновь закупить на неё товар, торговый год начинает свой отсчёт заново. Например, в начале года вы за золото закупили торговое имущество. Спустя шесть месяцев вы обратили свой товар в золото, и при этом количество золота не достигло своего нисаба (80 граммов). А затем вновь приобрели за это золото торговое имущество. В данном случае отсчёт торгового года начинается заново.

В указанном примере, если свой купленный за золото товар спустя шесть месяцев вы обратили в золото, и оно достигло своего нисаба (80 граммов), и затем вновь закупили за него товар, то торговый год продолжается и через шесть месяцев необходимо установить нисаб и выплатить закят. Потому что, даже если вы обратили товар именно в золото, за которое он был приобретён, оно (золото) достигло своего нисаба.

Также торговый год продолжается, если вы, например, купленный за золото товар обратили в серебро и т. п., а затем за это серебро вновь закупили торговое имущество.

По мазхабу имама аш-Шафии нельзя выделять закят с торгового имущества в виде товара, ибо это не будет считаться закятом. Он должен быть выплачен в денежном выражении.

Однако согласно мазхабу имама Абу Ханифы закят с торгового имущества дозволяется выплачивать и в виде товара. А со скота и с другого имущества, с которого необходимо выплатить закят натурой, дозволяется выплачивать и в денежном выражении.

Нисаб торгового имущества

Для определения нисаба торгового имущества его сравнивают с золотом или серебром. И нисабом его является нисаб золота или серебра. Если имущество сравнить с золотом, то его нисаб будет равен стоимости 80 граммов золота. Если же торговый товар сравнить с серебром, то его нисаб равен стоимости 560 граммов серебра.

Как же нам необходимо поступить?

Мы должны установить цену 1 грамма золота и умножить её на 80. Например, если в этом году 1 грамм золота стоит 300 рублей, то эту сумму мы умножим на 80, и у нас получится 24000 рублей. Если в конце года находящийся в обороте товар и выручка от торговли, имеющийся в наличии, в сумме составит 24000 рублей, то от этой суммы 2,5 % выплачиваем в качестве закята в пользу бедных и нуждающихся. Это 600 рублей. Если сумма превышает 24000 рублей, то и с превышающей части средств выплачиваем по 2,5 %.

Так же устанавливаем стоимость и с помощью серебра в конце года. Выясним стоимость 1 грамма серебра и умножим его на нисаб серебра (т. е. на 560 грамма). Например, если 1 грамм серебра стоит 20 рублей, то 20 умножим на 560, и получится 11200 рублей. И с этой суммы (с 11200 рублей) 2,5 % жертвуем в пользу бедных и нуждающихся. Это приблизительно 280 рублей. Если же сумма превышает 11200 рублей, то и с превышающей части средств выплачиваем 2,5 %.

Если обратить внимание, то можно заметить, что между нисабом золота и серебра получается большая разница. Почему же получилось так? Это объясняется следующей причиной. Во времена Пророка 20 мискалов золота (80 граммов) и 200 серебряных дирхамов (560 грамма) стоили одинаково. А теперь золото сильно подорожало, а серебро стало дешевле, и потому у них и нисаб ныне отличается.

Согласно какому же нисабу в конце года нужно устанавливать стоимость торгового имущества? По Шариату, если человек купил товар за какую-либо валюту, то он должен устанавливать его стоимость именно согласно нисабу той валюты, за которую он приобрёл данный товар. Например, если товар был приобретён за золото, то нисаб торгового имущества устанавливается согласно нисабу золота. А если он купил торговое имущество не за валюту, а за другой товар, то ему необходимо установить стоимость своего товара согласно нисабу преобладающей валюты той местности, где находится товар.

Примечание

В конце года, устанавливая общую сумму, необходимо учесть и оставшийся товар, и купленное для торговли имущество, и полученную выручку – всё это входит в нисаб. Однако то, что израсходовано или отложено для нужд дома (например, домашний инвентарь, мебель, одежда, продукты и др.), не входит в нисаб.

Торговля имуществом, с которого необходимо выплатить закят, не связанный с торговлей

Если торговля происходит с использованием такого вида имущества, с которого при достижении нисаба необходимо выдать закят, не зависящий от торговли, т. е. если взять, к примеру, стадо мелкого рогатого скота, не достигшее торгового нисаба, но при этом овцы сами достигли нисаба (40 голов), закят с них нужно выплатить как со стада (годовалую овцу), не рассматривая торговую сторону. А если стадо достигло торгового нисаба, но само оно не достигает нисаба (к примеру, стадо состоит из 39 голов), закят выдают как с торгового имущества. В случае когда исполнится торговый нисаб и само стадо достигнет нужного количества, животные облагаются закятом как стадо, достигшее нисаба, но не как торговое имущество.

Если человек, к примеру, спустя шесть месяцев от начала торгового года за торговый товар купил скот, который достигает нисаба (например, 40 голов овец), и ещё шесть месяцев он будет торговать этим скотом, то, как только исполнится год, он должен выплатить с них закят как с предмета торговли. И если после того, как исполнился год, он прекратит торговлю скотом, то только тогда начинается отсчёт года, необходимого для обложения скота закятом как стада, достигшего нисаба.

Есть ещё один важный момент. Если то (например, золото, серебро или домашний скот), на что вы купили торговое имущество, само было в таком количестве, что достигло нисаба, то отсчёт года начинается не со дня приобретения данного торгового товара, а с того дня, когда то (золото, серебро или домашний скот), на что вы купили торговое имущество, достигло нисаба. Например, если у вас дома было 40 овец, и на них вы купили товар, то отсчёт года начинается именно с того дня, когда количество ваших овец достигло 40 голов (а не с того дня, когда на них купили торговое имущество).

Для сравнения приведём и такой пример: у вас дома в течение 9 месяцев было 40 овец. Затем на них вы купили торговое имущество. Спустя три месяца вам нужно установить нисаб товара и выплатить закят как со стада. А после этого уже начинается отсчёт года, необходимого для выплаты с него закята как с торгового имущества.

Другие закятооблагаемые продукты и имущество (т. е. независимо от торговли), которые человек выносит на продажу, облагаются закятом так же, как при торговле овцами.

Закятом облагается и имущество, отобранное у вас силой, т. е. с него выдают по получении имущества обратно. С имущества несовершеннолетнего, умалишённого, с имущества, на которое временно наложен запрет по причине слабоумия, беспечности и расточительства его владельца, закят выдают попечитель (вали) или исполнитель завещания (васий). С имущества, отданного в мечеть в качестве вакфа (на безвозмездное общее пользование), закят не выплачивается.

Закят с имущества, отданного в долг

С имущества, отданного в долг, закят выплачивается тем, кто его взял взаймы, а также выплачивается и хозяином этого имущества при его возвращении. Но если у хозяина есть возможность в любое время забрать свои средства у должника, то он сам (сразу при наличии соответствующих условий) обязан выплатить закят (даже если должник ещё не вернул долг). Если отдано в долг золото, серебро, торговый товар, то с них закят выплачивается, а с отданных в долг овец или продуктов питания закят не выплачивается. Условием для обложения закятом овец или других продуктов питания является их рост (т. е. увеличение количества). Если тот, кто должен вернуть долг, отказывается его возвращать, и нет других свидетелей, утверждающих правоту того, кто отдал в долг, то с этого долга хозяин не обязан выдавать закят. Закят с имущества человека, за которым имеются долги, также выплачивается, если даже его долги равны или превышают нисаб закятооблагаемого имущества. Например, если у вас есть 40 или более голов овец и долг, равный 200000 рублей, то вы всё равно выплачиваете закят с овец, несмотря на свой долг.

Сроки выплаты закята

После того, как имущество достигнет нисаба, сразу, как представится возможность, необходимо выплатить закят. Если мы, имея возможность, не выплатим закят, то впадём в грех, потому что тот, кто нуждается в закяте, может пострадать. Если же скот погибнет или имущество испортится, а с них своевременно не выплатили закят, то его нужно возместить, потому что обложенная часть закята на имущество является собственностью тех, кому он предписан.

С произведённого после обработки имущества закят не выплачивается. Например, если из купленной кожи изготавливают обувь и продают, то закятом эта деятельность не облагается.

Намерение

Условием закята является ещё и наличие намерения перед его выплатой. Намерение можно сделать (выделяя из своего имущества; отдавая доверенному человеку; после передачи ему, но до раздачи закята) следующим образом: «То, что я выплачиваю (передал доверенному лицу) со своего имущества, – это мой закят». Намерения доверенного человека для выплаты с его имущества закята недостаточно, необходимо, чтобы хозяин совершил его. Для раздачи закят можно отдать тем, кого определил имам, можно раздать и самому. При наличии справедливого имама лучше даже доверить раздачу закята ему, ибо он лучше знает, кому и как это давать. Имам имеет право потребовать выплату закята, и каждый после этого обязан выполнять требования имама. При передаче закята имаму тоже необходимо сделать намерение о выплате закята.

Закят с бумажных денег

Учёные-богословы шафиитского мазхаба согласились с тем, что с бумажных денег не нужно выплачивать закят. Однако это не означает, что нельзя или грешно выплачивать с них закят. В любом случае это будет благим деянием, ибо тем самым мы будем помогать нуждающимся. Согласно же некоторым учёным-улемам данной богословско-правовой школы, с бумажных денег тоже необходимо выплачивать закят.

Категории людей, получающих закят

Всевышний Аллах в Коране чётко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.

Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.

Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.

Третья категория – люди, связанные с закятом (‘амиль), – это те, которых имам назначил для сбора и распределения закята.

Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалляфату кулюбихим), – люди, которые ранее исповедовали другую веру, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.

Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).

Шестая категория – это люди, обременённые долгами (гарим), разрешёнными Шариатом.

Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлу сабилиллах).

Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

Выплата закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предаваться постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.

Молитвы, читаемые при выплате и получении закята

Человеку, выплачивающему закят, рекомендуется отдать его с довольством и прочитать при этом мольбу. Например, следующую:

رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Раббана такъаббаль минна, иннака анта-ссамигIуль-гIалим».

Смысл: «О наш Господь! Прими наш закят, поистине Ты всезнающий и принимающий мольбы».

Принимающему закят (для себя или для последующей раздачи) очень желательно (сунна) совершить хорошую мольбу за того, кто его выплачивает. Например, можно просить так:

أَجَرَكَ اللهُ فِيمَا أَعْطَيْتَ وَجَعَلَهُ لَكَ طَهُورًا وَبَارَكَ لَكَ فِيمَا أَبْقَيْتَ

«Аджарака-ллагьу фима агIтIайта, ва джагIалягьу ляка тIагьуран, ва барака ляка фима абкъайта».

Смысл: «Да преувеличит Всевышний Аллах тебе воздаяние за выплаченный закят, да сделает Он его очищающим тебя от грехов и да ниспошлёт Он благодать на оставшееся твоё имущество».

Примечание

Дорогие братья и сёстры! Наше обращение о выплате закята с торгового имущества адресовано прежде всего хозяевам магазинов, складов, рынков и руководителям других предприятий бизнеса. Говоря кратко, руководители и коллеги по работе любого предприятия, деятельность которого связано с торгом и обменом, будь это база, магазин и т. д., должны установить стоимость имеющегося в наличии товара, добавить к этому выручку и выплатить соответствующий закят (1/40 часть).

Закят положено отдавать бедным и нуждающимся. За закят, отданный своему бедному родственнику, живущему по соседству с вами и относящемуся к категории получающих закят, предназначено больше вознаграждения. Особенно высокочтимо, если вы отдадите свой закят праведному, богобоязненному человеку. Некоторые дают свои средства, выделяемые в качестве закята, в мечети, медресе, больницы, для строительства дорог и мостов. Однако такой закят не считается выполненным, ибо это доля, имущество бедных и нуждающихся. Если же отдать закят тем бедным, которые входят в категории получающих закят и учатся или занимаются преподавательской деятельностью в исламских учебных заведениях, то нет лучшего места, куда бы вы могли отдать свой закят.

Дорогие братья и сёстры! Необходимо уметь проявлять благодарность Всевышнему Аллаху за блага и богатство, которыми Он одарил нас. Всевышний наделил нас силой, разумом, создал для нас соответствующие условия, поэтому то, что мы приобрели благодаря этим качествам, нельзя воспринимать как собственную заслугу. Мы ведь видим и таких обладателей разума, интеллигентов, которые, не будучи в состоянии нормально содержать даже семью, живут в нужде. Если бы человек получал мирское богатство соразмерно своему уму, то те, кто обладает большим разумом, получил бы его больше всех. Необходимо уметь проявлять милосердие к таким людям, ибо и в хадисе говорится, что Всевышний тоже милостив к тем, кто проявляет милосердие к другим. Если мы таким образом сможем проявлять благодарность Всевышнему, то Творец ниспошлёт на наше имущество благодать и отведёт от него беды. Некоторые полагают, что под словом «благодать» (баракат) подразумевается количество денег и их многочисленность. Смысл его не заключается в этом. Всевышний Аллах может ниспослать благодать и на один ваш рубль, и этот рубль потом может послужить причиной вашего счастья на этом и на том свете. Так же Всевышний может лишить благодати миллион рублей, и купленный на эти деньги автомобиль или другой товар может стать причиной аварии и других бедствий, да упаси Аллах! Так пишет о благодати имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах.

Ещё, дорогие братья и сёстры по вере! Пусть каждый по мере своих возможностей старается распространить Ислам. Именно в Исламе кроется счастье и радость обоих миров. В частности, старайтесь помочь, чем можете, студентам и медресе, где их обучают религиозным знаниям, являющимся душой Ислама. Самая высокочтимая милостыня – это та, которая пожертвована на распространение религиозных знаний. Даже если человек, нанося себе явную потерю, окажет помощь Исламу, то он всё равно не окажется в проигрыше, так поступали и сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), да будет доволен ими Аллах.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам в совершенстве исполнить обязанность по закяту! Аминь!