Золотое правило в Исламе

29 Ноябрь 2013 3356

По данным Оксфордского словаря философии, золотое правило нравственности или общее этическое правило определяется как  любая форма изречения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «Не делайте другим того, чего не желаете себе». Золотое правило нравственности является основополагающим мировым этическим принципом.

Золотое правило, или принцип взаимности, является исламским моральным принципом. Этот принцип был неоднократно заявлен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Анас ибн Малик сообщил,  что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه أو قال لجاره ما يحب لنفسه

«Никто  из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для своего брата или соседа то, что он любит для себя» («Сахих»  Бухари, «Сахих» Муслим).

Ан -Навави комментирует этот хадис  следующим образом:

 الأولى أن يحمل ذلك على عموم الأخوة حتى يشمل الكافر والمسلم فيحب لأخيه الكافر مايحب لنفسه من دخوله في الإسلام كما يحب لأخيه المسلم دوامه على الإسلام ولهذا كان الدعاء بالهداية للكافر مستحبا والمراد بالمحبة إرادة الخير والمنفعة ثم المراد المحبة الدينية لا المحبة البشرية

«Надо интерпретировать это как братство вообще, которое включает неверующего и мусульманина. Таким образом, мы должны любить для своего брата неверующего то, что мы любим для себя, это является его входом в Ислам, также мы должны любить для своего брата-мусульманина оставаться на верном пути. Поэтому рекомендуется просить для неверующего, чтобы Аллах наставил его на истинный путь. Значение любви здесь –  хорошее намерение и это  религиозная любовь (Аль-Вафи фи шарх аль арбаин ан-Навави).

В другом повествовании  Пророк (мир ему и благословение) сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يحب للناس ما يحب لنفسه وحتى يحب المرء لا يحبه إلا لله عز وجل

«Никто  из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит для себя, и пока он не будет любить людей только ради Всевышнего Аллаха» (Муснад  Ахмад).

Ещё одно изречение Пророка (мир ему и благословение):

لا يبلغ عبد حقيقة الإيمان حتى يحب للناس ما يحب لنفسه من الخير

«Раб не достигнет действительной веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит  для себя» (Сахих Ибн Хиббан).

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорил:

لا يجد أحد حلاوة الإيمان حتى يحب المرء لا يحبه إلا لله

«Никто  из вас не найдет сладость веры, пока он не полюбит людей только ради Аллаха» («Сахих» Бухари).

Абдуллах ибн Амр сообщил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал»:

من أحب أن يزحزح عن النار ويدخل الجنة فلتدركه منيته وهو يؤمن بالله واليوم الآخر ويأتي إلى الناس ما يحب أن يؤتى إليه

Тот, кто хотел бы спастись от Ада и войти в Рай,  умереть с верой в Аллаха и в Последний День, пусть он относится к людям так, как он хотел бы, чтобы относились к нему”» («Сахих» Муслим).

Абу  Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا ولا تؤمنوا حتى تحابوا أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم أفشوا السلام بينكم

«Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг  друга. Должен ли я указать вам на то, что, если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир между вами» (Сахих  Муслим).

В другом повествовании, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

والذي نفسي بيده لا تدخلوا الجنة حتى تسلموا ولا تسلموا حتى تحابوا وأفشوا السلام تحابوا وإياكم والبغضة فإنها هي الحالقة لا أقول لكم تحلق الشعر ولكن تحلق الدين

«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока вы не уверуете, и Вы не  уверуете, пока вы не полюбите друг друга. Приветствуйте друг друга с миром, и вы будете любить друг друга. Остерегайтесь ненависти, ибо это бритва. Я не говорю, что бреет волосы,  она бреет вашу религию» (Аль-Адаб аль-Муфрад).

В другом повествовании, Пророк (мир ему и благословение) сказал:

وأحسن إلى جارك تكن مؤمنا وأحب للناس ما تحب لنفسك تكن مسلما

«Будь добр к своим соседям, и будешь уверовавшим, люби для людей, что любишь для себя, и будешь мусульманином» (Сунан ат-Тирмизи).

Ибн аль-Мунтафик сообщил, что он сказал: "О, Посланник Аллаха, научи меня, что спасет меня от наказания Аллаха и введёт меня в Рай!" Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

اعبد الله ولا تشرك به شيئا وأقم الصلاة المكتوبة وأد الزكاة المفروضة وحج واعتمر وأظنه قال وصم رمضان وانظر ما تحب للناس أن يأتوه إليك فافعله بهم وما تكره أن يأتوه إليك فذرهم منه

«Поклоняйтесь Аллаху и не связывайте с Ним ничего. Совершайте предписанные молитвы, выплачивайте закят,  поститесь в месяц Рамадан  и также любите для  людей то, что любите для себя, и обращайтесь с ними  таким образом, как хотели бы, чтоб обращались с вами, и ненавидьте для людей то, что ненавидите для себя» (Аль-маджам Аль-Кабир).

Халид  ибн Абдулла аль-Касри сообщил, что его отец передал ему, что его дед сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  спросил:

أتحب الجنة

«Вы  любите Рай?»

Он ответил: "Да, о, Посланник Аллаха!"  Пророк (мир ему и благословение) сказал:

فأحب لأخيك ما تحب لنفسك

«Тогда  любите для своего брата  то, что ты любите для себя» (Муснада Ахмад).

Муаз  ибн Анас сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أفضل الإيمان أن تحب لله وتبغض في الله وتعمل لسانك في ذكر الله

«Лучшая вера – это любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, и заставить работать свой язык в поминании Аллаха».

Муаз  спросил: «Как это, о Посланник Аллаха?» Он ответил:

وأن تحب للناس ما تحب لنفسك وتكره لهم ما تكره لنفسك وأن تقول خيرا أو تصمت

«То, что любишь для себя, то люби и для других, и что ненавидишь для себя, ненавидь и для людей, и говори благое или молчи» (Муснада Ахмад).

Ибн  Раджаб  в комментариях к этому хадису пишет:

  قال بعض الصالحين من السلف أهل المحبة لله نظروا بنور الله وعطفوا على أهل معاصي الله مقتوا أعمالهم وعطفوا عليهم ليزيلوهم بالمواعظ عن فعالهم وأشفقوا على أبدانهم من النار ولا يكون المؤمن مؤمنا حقا حتى يرضى للناس ما يرضاه لنفسه وإن رأى في غيره فضيلة فاق بها عليه فتمنى لنفسه مثلها فإن كانت تلك الفضيلة دينية كان حسنا

«Некоторые из праведных предшественников были людьми, которые любили Аллаха, смотрели на свет Аллаха, и они были сострадательны к тем, кто не повинуется Аллаху. Они находили их дела предосудительным, но проявляли милосердие к ним так, что через их увещевания они могли оставить свои действия. Они очень боялись, что окажутся в числе обитателей  ада. Верующий не будет действительно верующим, пока он не желает людям того же, что желает себе, и если он видит в ком-то достоинства, которыми они превзошли его,  он желает быть похожим на них».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.