Преступления против жизни

17 Февраль 2014
4869

Искупление греха и нарушение прав человека.

Каждый человек с момента рождения, совершеннолетия и становления общается с родителями, братьями и сёстрами, соседями, друзьями, учителями, родственниками, знакомыми. По отношению к каждому из них он должен испытывать чувство долга, ответственности и уважения, соблюдать определённые обязанности.

Хвала Всевышнему, открывшему врата Своей милости и прощения каждому, кто обратился к Нему, раскаявшись в грехах, и встал на путь следования Его повелениям, отказавшись от запретного. Да дарует Аллах милость и мир Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), его семейству и его сподвижникам!

Ислам воспитывает в человеке богобоязненность, честность, искренность, а также следование заповедям. Это значит, что верующий следует обязательным предписаниям Всевышнего, отдаляется от всего запретного и старается соблюдать сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что приближает его к Аллаху, к Его милости. Ислам воспитывает отношение к обществу, в котором есть и мусульмане, и кафиры, охраняет их права, честь и достоинство. Ислам требует соблюдения этих обязанностей, так как Шариат наказывает тех, кто нарушает их (кроме случаев, допустимых Шариатом). К примеру, человек сам преступил определённый запрет Ислама, умышленно убив или совершив прелюбодеяние, став вероотступником и так далее. Тогда его наказывают соответственно его проступку. Все нарушенные законы, проступки в отношениях между людьми могут и не дойти до Шариатского суда, чтобы кади или имам мог их рассудить.

Многое лежит на совести самих мусульман.

Что может человека удержать от воровства, прелюбодеяния, клеветы, лжесвидетельства, если он думает, что об этом никто не узнает, и он останется безнаказанным?

Только вера в то, что в Судный день человек предстанет перед Аллахом и понесёт наказание в Ахирате.

Человек, не задумываясь, может совершать преступления, ущемляя при этом права других людей, и с лёгкостью в сердце жить дальше.

Сегодня мы живём в стране, где соблюдаются законы, установленные не Всевышним. Так что же делать, как быть, когда необходимо и соблюдать Шариат, и не нарушать законы государства? Ответ на этот вопрос нелёгкий. Но могу сказать одно: большинство запретов и в законах Шариата, и в светском законе — соответствуют друг другу. Никакой закон не разрешает посягать на честь, имущество и жизнь. Он не допускает притеснения и обмана, воровства, насилия и убийства, разврата и наркомании, лжесвидетельства и взяток, беспризорности и так далее. Если соблюдать закон, зная, что подобное запрещено и Исламом, то вы будете тем, кто не нарушает Шариат. В том же, что дозволено светским законом, но запрещено Шариатом — ростовщичество (риба), азартные игры, распитие спиртного, регистрация в ЗАГСе без Шариатского никаха, сожительство, не ношение хиджаба, изучение наук, запрещённых Исламом и так далее — всего этого необходимо избегать.

Если человек нарушает запреты светских законов, которые совпадают с запретами в Исламе, но при этом ущемляя права и обязанности, честь и достоинство, имущество и жизнь другого, и избегает наказания со стороны государства, то согласно Шариату, он не освобождается от ответственности перед потерпевшим, и от наказания в день Суда.

Нередки случаи, когда человек совершит грех и осознаёт греховность своего поступка и ответственность перед Всевышним. Он задаётся вопросом: как же быть?

Что нужно сделать, чтобы смыть с души этот грех, чтобы его простили и Всевышний принял его раскаяние? Есть ли для этого определенные условия?

Первое и самое важное — это покаяние (тауба) в совершённых грехах, сожаление о неправильных поступках. Так как покаяние — вступление на путь Всевышнего, путь соблюдения всех Его предписаний и отдаления от всего, что Он запретил. Раскаяние должно всецело охватить человека, за все его грехи — и перед Всевышним, и перед людьми.

Побуждая к покаянию, Всевышний говорит (смысл): «Обратитесь все верующие к Аллаху с покаянием — возможно, вы добьётесь успеха» (сура «ан-Нур», аят 31). Слова Аллаха означают: обратитесь к признанию своих грехов и молите о прощении их.

В Коране говорится (смысл): «Он – Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает неправедные деяния и знает то, что вы совершаете» (сура «аш-Шура», аят 25).

Всевышний говорит (смысл): А кто сделает зло или поступит несправедливо по отношению к себе, а потом попросит у Аллаха прощения, раскаиваясь, он найдёт Аллаха Прощающим, Милостивым (сура «ан-Ниса», аят 110).

Также в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, Аллах принимает покаяние Своего раба до наступления его предсмертного часа» (ат-Тирмизи).

Муслим приводит хадис: «У того, кто покается до того, как солнце взойдёт с запада, Аллах примет его покаяние».

Ибн Маджах приводит хадис Пророка (мир ему и благословение): «Если вы даже совершите столько грехов, что они достигнут небес, а затем принесёте покаяние Богу, то Он простит вас».

Грехи перед Всевышним — несовершение намаза, несоблюдение поста и других обязательств, возложенных Шариатом. Грехи перед людьми — невыплата закята (ибо неплатящий закят лишает бедных людей их имущества), убийство, насильное удержание или присвоение чужого имущества, воровство, оскорбление чести и достоинства путём клеветы, обмана, наговора, обвинения. Сюда относится также призыв к заблуждению в религии, к ложной идеологии, к новшествам и так далее.

Раскаяние в грехах не принесёт пользы, если не будут восстановлены права обиженного и не будет получено его прощение за нанесённые оскорбления. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Деяния раба, за которые он отдаёт отчёт в Судный день, делятся на три: а) деяния, которые простят; б) деяния, которые не простят; в) деяния, которые не оставят без наказания.

Те же деяния, которые простят, это грехи перед Всевышним. Деяния непростительные — придание Аллаху сотоварищей.

Деяния же, которые не оставят без наказания — притеснение и ущемление прав другого человека» (то есть, пока не будет получено прощение за совершённый грех).

Формы нарушения прав другого

Перед тем, как сообщить, как восстановить нарушенные права, сначала хотелось бы объяснить, как они нарушаются.

Религия. Говорить верующему или призывать его отдалиться от познания Всевышнего и Его посланника и религии — это нарушение прав верующего. Мы говорим о религии Ислам, так как в Коране говорится (смысл): «Воистину, религией, которой доволен Аллах, является Ислам» (сура «али-Имран», аят 19).

Имея возможность рассказать людям об Исламе, призвать их на путь истины проповедью и не делать этого — тоже является нарушением их прав. Это есть нечто иное, как самодовольство и согласие с тем, что люди находятся в невежестве по отношению к тому, кто просвещён. На этом свете нет большего греха, чем неверие (куфр), так как это — преграда между Создателем и Его рабом. Это и есть самое большое невежество, так как раб приближается к Творцу всего сущего только через познание Его. Близость к Всевышнему зависит от степени познания Его. Незнание начинается с куфра (неверия). Особенно, оно проявляется в незнании Его деяний в той форме, в которой разъяснил нам Пророк (мир ему и благословение), и в которой были убеждены сподвижники, их последователи, имамы четырёх мазхабов, имамы правильного вероубеждения — аль-Ашарии и аль-Матуриди. Если человек не изучает учение Ислама сам и не воспитывает в правильном убеждении детей, родственников, то это является притеснением его самого и тех, кто находится на его попечении. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас пастырь и каждый из вас ответственен за свою паству» (аль-Бухари).

Если алим не делает всё возможное, чтобы призвать людей на путь истины, или в большей степени усиливает в людях надежду на милость Аллаха, или же убеждает в том, что наказание Аллаха превышает Его милость — это также притеснение верующих, ибо этот алим вселяет в них чрезмерный страх перед Аллахом или чрезмерную надежду на Его милость и прощение.

Жизнь человека, так как в сохранении жизни есть создание и сохранение человечества. Убийство человека, хоть не является грехом, равным куфру, несомненно, является большим грехом, заслуживающим возмездия в этом мире и сурового наказания в Ахирате. Шариат оберегает честь, имущество и жизнь мусульманина.

Всё, что ведёт к потере жизни или жизненно важных органов и частей тела, здоровья — запрещено Исламом.

Сюда же входит изнасилование, прелюбодеяние, мужеложство и так далее.

Имущество есть то, посредством чего живут люди, и нельзя получать это имущество недозволенным путём — обманом, силой, хитростью, властью и так далее. Сохранением имущества сохраняется мир и согласие между людьми. Лишение людей имущества вызывает вражду, ненависть, злобу. Лишить человека его имущества можно по-разному: воровством, присвоением имущества сирот, насильное присвоение имущества, которое находится под залогом, посредством обмана или лжесвидетельства в суде и так далее.

Прочие грехи. Обвинение (казф) в совершении прелюбодеяния, так как это затрагивает честь и достоинство человека; распитие спиртных напитков; чародейство, колдовство; бегство с поля боя; несоблюдение обязанностей по отношению к родителям; сквернословие; клевета; шпионаж; внимание к тому, кто сквернословит о другом; принятие запретного; проклятия в адрес родителей, детей, соседей; отказ от обучения религии детей и жён.

От всех грехов человек не может сразу отступиться, пока он находится в обществе. Но следить за своими поступками, высказываниями, просить прощения за все совершённые грехи он обязан.

Теперь, более подробно о том, как очиститься от вышеперечисленных грехов и возместить причинённый ущерб.

Для этого в первую очередь необходимо раскаяться, не желать впредь совершать подобное, осознав, что на это есть запрет Всевышнего. Необходимо стремиться очиститься перед Всевышним и перед теми, кому был нанесён ущерб. Это будет признаком покорности и богобоязненности.

Грехи перед Всевышним

Великий богослов и алим — имам аль-Газали пишет, что покаянием за такие грехи, как неверие (куфр), лицемерие (нифак) и вероотступничество (ридда) будет искреннее сожаление и полная покорность Творцу.

Если это грех нововведения (бид‘а) в вероубеждении, то покаянием станет искреннее сожаление и возвращение к истинному вероубеждению. Если же не были соблюдены обязательные предписания Шариата — обязательная ежедневная пятикратная молитва (намаз) или совершение его без должной чистоты тела, одежды, места совершения намаза, без омовения и так далее, то в этом два греха. Первый — неисполнение самой молитвы, и покаянием в этом должно стать немедленное исполнение невыполненной вовремя молитвы. Человек должен возмещать пропущенные молитвы до тех пор, пока его не покинут сомнения в сердце и он не придёт к уверенности, что долга за ним не осталось. Второй грех — откладывание возмещения пропущенной молитвы. Если совершить намаз не позволила смертельная болезнь, то тогда следует завещать совершить выкуп (фидья) за эти молитвы.

Если человек пропустил обязательный пост в месяц Рамазан необходимо возместить количество оставленных постов и выплатить за каждый пропущенный и своевременно не возмещённый пост по одному мудду (около 650 грамм) пшеницы (согласно мазхабу Шафии).

Если же это невыплаченный закят с имущества или торговли, то нужно посчитать всё имущество, с которого положено выплатить закят, без разницы как оно получено — благодаря наследству, подарку или деятельности, и выплатить нужное количество закята. Если нечем возмещать, то это количество остаётся как долг.

Также, нужно возместить тот закят, который был выплачен тем категориям людей, которые не упомянуты в Коране. Если человек отказался от хаджа при возможности совершить его, ссылаясь на то, что ещё успеет это сделать, а потом растратил средства, то он обязан совершить хадж, заработав необходимую сумму. Если же человек не смог это сделать, то ему необходимо завещать совершение хаджа на средства из оставшегося имущества. Если же он умрёт, не совершив хадж, то его имущество не переходит к наследникам до тех пор, пока не удержится то количество имущества, на которое можно совершить хадж. Это форма исполнения обязательств, возложенных Всевышним и связанных с поклонением (ибадат).

Что касается ослушания Всевышнего, связанного с грехами частей тела, то верующий должен пересмотреть свои деяния со времени зрелости (совершеннолетия), которые он совершил посредством языка, ушей, глаз, живота, рук, ног, половых органов и других частей тела, иначе говоря, необходимо вспомнить прошлые грехи.

Формы искупления грехов перед Всевышним

Что необходимо сделать, если совершены такие грехи, как прикосновение к запретному, или посещение мечети без предварительного полного ритуального омовения, прикосновение к Корану без омовения, ложное убеждение в сыфатах Всевышнего или в вопросах Шариата, распитие спиртного, прослушивание недозволенной музыки — то есть, грехи, совершённые человеком самостоятельно, без участия других людей? Первое — необходимо раскаяться в содеянном, совершить тауба (покаяние). Второе —постараться совершить хорошее, так как оно смывает грехи плохого.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Это те, которым Аллах заменяет их плохие деяния благими» (сура «аль-Фуркан», аят 70).

К примеру, вместо недозволенной музыки — послушать чтение Корана или коллективное чтение зикра (поминание имени Аллаха). Вместо прихода в мечеть без ритуального омовения — совершить в мечети игтикаф (благочестивое пребывание в мечети). Вместо прикосновения к Корану без омовения — возвеличить его частым чтением, или купив Коран, отдать его как вакф в мечеть или медресе. Вместо распития спиртного — раздать дозволенное питье: соки и тому подобное. Иными словами, в противовес грехам — совершить хорошие деяния, которые будут способствовать изменению плохого на хорошее, как было сказано выше в Коране. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, после плохого поступка соверши хороший, он сотрёт его» (ат-Тирмизи). Что касается ослушания Всевышнего в отношениях с людьми, то здесь проявляется неповиновение Создателю и притеснение Его рабов, так как Всевышний запретил наносить вред человеку, будь-то словом, делом или молчанием. В таком случае, в первую очередь верующий должен раскаяться с намерением впредь не совершать подобное. Потом он должен исправиться по отношению к тем, кому навредил.

Если взял насильно имущество — то раздать садака из своего дозволенного имущества. Если сквернословил в чей-либо адрес — то хвалить и возвышать людей, соблюдающих предписания Аллаха, в частности, алимов и их учеников, показывая их достойные качества тем, кто о них не знает. Если же убил кого-либо — то освободить того, кто находится в рабстве.

Но это не принесёт пользы, ибо не возместит причинённый ущерб. Недостаточно просто совершить вышесказанное. Грехи не смываются, как было сказано в хадисе, пока согрешивший не исправился.

Шейх Мухиддин аль-Араби сказал, что признаком прощения Аллахом Его раба является то, что согрешивший полностью забывает о совершённых грехах. Это подтверждается и хадисом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Если Аллах простит раба, то Он делает так, чтобы ангелы-хранители, органы согрешившего и земля забыли свидетельствовать об этом» (ат-Табарани). Если же грех не забылся, то следует вновь покаяться, ибо это значит, что тот грех до сих пор не заменён благим деянием.

Способы очищения от грехов при жизни

Несправедливость, притеснения и обиды по отношению к людям, делятся на: а) имущественные преступления, б) преступления против жизни и здоровья человека, в) оскорбление чести и достоинства личности, г) запретные деяния, связанные с супружеской изменой, д) религиозные преступления.

Имущественные преступления: воровство, разбой, нанесение ущерба имуществу другого, обман, запуск в торговый оборот поддельных денег и товаров, порча чужого имущества собственноручно или посредством лжесвидетельства, или доносом жестокому правителю, или несправедливым судебным решением путём взятки, или ещё чего-то, получение имущества путём насильственного изъятия или хищения, или посредством обмана в торговле, сокрытие недостатка продаваемой вещи, недоплата за выполненную работу или аренду, невыплата закята и так далее.

Это всё необходимо пересмотреть и исправить. И это наиболее трудная форма исправления, особенно для тех, кто занимается торговой деятельностью, ведь того, кого обманул в торговле, не найдёшь и согрешившему ничего не остаётся, кроме как совершать как можно больше благих деяний, чтобы в Судный день расплатиться ими. Совершивший такие преступления приносит покаяние, а затем просит прощения у пострадавшего, даже если ущерб был размером с зёрнышко или пылинку; даже если проступок случился с ним в детстве, так как материальный ущерб должны возмещать и несовершеннолетние.

А если ему не удалось удовлетворить пострадавшего в этом мире, то следует возместить ущерб на том свете, и если владелец умер, то следует выплатить возмещение наследникам. Если же нет наследников или неизвестен владелец, то правонарушитель раздаёт эти средства бедным с намерением оставить его на хранение Аллаху, чтобы Он в Судный день передал возмещение потерпевшему, или расходует эти средства на общее благо — строительство мостов и подобное. А если даже расходует их на своих бедных родителей и детей, то, как говорят, это будет считаться уважительной причиной.

Если же он не сможет возместить ущерб, то с ним будет то, что пожелает Аллах — Он отдаст обиженному его хорошие деяния или отдаст ему плохие деяния обиженного, а если пожелает, то по Своей милости, расчитается вместо него с обиженным.

Преступления против жизни и здоровья человека: если совершено убийство или нанесено увечье, что влечёт за собой необходимость мести, то, во-первых, виновный должен раскаяться, во-вторых, отдать себя в руки опекуна (вали) раненого или убитого, и тот по желанию либо простит его, либо накажет, либо договорится о выплате имущественной компенсации (дийят). Виновный может также просить простить его без компенсации.

Оскорбление чести и достоинства личности: злословие, ложное обвинение, насмешка и грубая брань. За подобное надлежит искренне покаяться и просить прощения. В случае с ложным обвинением виновному следует признать себя лжецом в присутствии людей, при которых он солгал. За подобное недостаточно получить прощение от наследника потерпевшего.

Запретные деяния по отношению к чужим женщинам: измена с женой другого человека и тому подобное.

Виновный должен покаяться и просить прощения у того, с чьей женой он изменил, а если опасается конфликта, то он должен усердно молить Господа о прощении, плакать, молиться за потерпевшего и принести пожертвование в его пользу.

Религиозные преступления: необоснованное обвинение в неверии (такфир) и разврате (тафсик). Виновный должен покаяться, добиться от потерпевшего прощения и признать себя солгавшим, как было сказано выше.

Если человек достоверно не знает о количестве своих обязательств, то он должен поступать согласно тому мнению, которое возобладает в его сердце по достижении им совершеннолетия или после вступления в имущественные отношения, вплоть до принесения покаяния.

В книге «Аль-Хуласа» приводятся слова некоего человека к истцу: «Прости мне долги, имеющиеся на мне перед тобой!», и если тот прощает его, точно зная размер долгов, то просящий прощения полностью прощён ото всех обязательств перед ним по единодушному мнению (иджма‘), и в его адрес выносится религиозно-юридическое решение (фатва) о невиновности. Что касается материальных долгов, то, по мнению Мухаммада ибн Салма, в таком случае от них не освобождаются, а, по мнению Абу Йусуфа — освобождаются. Поэтому говорят, что просьба о прощении, не уточняя, за какие именно грехи — особенность мусульманской общины (уммы).

Если кто-либо скажет: «Я прощаю все долги» или «Каждый мой должник — прощён» или «Никто мне ничего не должен», то из этих слов не следует, что его должники освобождаются от долгов». Другой учёный говорит: «В обоих случаях они освобождаются».

Самое лучшее — прощение должнику всех его долгов, особенно бедному, пребывающему в нужде человеку. Потому и говорится в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Кто даст отсрочку долга бедному, оказавшемуся в трудном положении человеку, или снимет с него долг, того Аллах укроет в тени Своего ‘Арша в Судный день, когда не будет иной тени, кроме как тени Его ‘Арша» (из книги «Аль-Барика»).

Если же человек совершил грехи, попирая права животного, как, например, половое сношение с ним, бессмысленное убийство, неоправданные побои, удары по морде животного, даже если есть причина, принуждение его к непосильному труду, лишение животного корма и воды, то искупление их очень затруднительно, и такому человеку не остаётся ничего другого, кроме как совершить искреннее покаяние, молить Аллаха и плакать.

Мухаммад Мухаммадов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.