Искренность по отношению к Всевышнему Аллаху

2 Апрель 2014 40

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Хвала Аллаху Господу миров, наилучшее приветствие и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам!

О Аллах, обучи нас тому, что приносит нам пользу, и одари нас пользой от того, что мы учили, и обогати нас знаниями и благими деяниями, и дай нам понимание в религии, о Господь миров!

А затем:

Уважаемые братья, сегодня мы поговорим о великой степени, которую не достигает никто, кроме тех, кого Аллах удостоил – борьбе со своим нафсом (внутреннее эго) и его прихотями. И тех, кто достиг этой степени  Всевышний упомянул в следующем аяте:

{ وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ }

«А тех, которые усердствуют ради Нас, борются со своей душой и с сатаной и проявляют терпение, когда их постигают испытания и страдания, — Мы обязательно поведём по Нашим путям, укрепим на Прямом Пути и направим к благому. И поистине, Аллах, конечно же, с искренне добродеющими (мухсинин)» (сура «Аль-Анкабут» аят 29).

Если внимательно проанализировать слова «джахаду фина» – «усердствовали ради Нас», можно понять, что   они боролись против нафса, против страстей, наслаждений, боролись против мирского, против богатства, боролись  против  врагов  Аллаха.  Этим людям Всевышний Аллах обещал  вести их по Своим путям, не по одному пути. Это означает, что пути ихсана (искренности) разнообразны, и  их несколько, а не один  путь, как это понимают некоторые из нас. И поэтому Всевышний говорит: «поведём их по Нашим путям»,  а в конце аята Всевышний говорит: «поистине, Аллах вместе с искренними людьми (мухсинин)», из такой концовки аята мы понимаем, что те, кто боролся  против выше перечисленных качеств, они из числа  мухсинин (благодетелей) и помощь Всевышнего пребудет именно с обладателями таких качеств, потому что они из числа мухсинин.

Ихсан – это высочайшая степень после веры (имана). Мы всегда должны обращать внимание, прежде чем что-либо совершать, на действия Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поскольку все действия и поступки Посланника Аллаха (мир ему и  благословение) основаны на следовании Исламу. Можно разделить эти действия на три вида: действия, вытекающие из Ислама, Имана,  Ихсана.

Что касается Ислама, то принятие его и соблюдение является обязательным, так же как и  Имана (веры), а что касается Ихсана (искренности), то необходимо стремиться к нему, но не все могут достичь этой степени.

Если говорить о доказательстве, что Ихсан (искренность) является наивысшей степенью, то можно привести достоверный хадис, где рассказывается о том, что ангел Джибриль (мир ему) пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его об Исламе, Имане, потом об Ихсане.

Имеется ввиду, что раб, произнося Шахаду (формулу единобожия) вступает на первый уровень – Ислам, после этого поднимается на другой уровень – Иман.  Иман – это уверование во всё, с чем пришёл наш Пророк (мир ему и благословение). Затем мы поднимаемся на другой уровень – Ихсан.  Ихсан является наивысшей степенью в Исламе. Может быть, кто-то возразит ,мол, откуда вы взяли этот уровень? Мы скажем, что наш Господь упомянул его в своем Священном Коране:

Всевышний сказал:

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ. [النحل:128]

«Воистину, Аллах — на стороне богобоязненных и тех, кто вершит добрые деяния».

Из этого мы понимаем, что обладатели качеств Ихсана (искренности) отличаются от муттакин (богобоязненных) людей, и их различие в том, что они достигли степени более высокой, чем таква (богобоязненность).

Такое различие мы наблюдаем в следующих словах, где Всевышний говорит:

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ‏

«Стремитесь к прощению вашего Господа и  к  Раю,  ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных».

Этот Рай уготовлен для муттакин (богобоязненных людей)!  Потом  Он  начал перечислять их качества:

* الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

«Дающих пожертвования и в богатстве, и в бедности, и в силе, и в слабости, умеющих обуздать свой гнев и простить тем, кто причинил им обиду. Всевышний Аллах любит и награждает добродетельных (мухсинин)!»

Благодаря таким качествам  некоторые достигли высочайших степеней. Исходя из этого, можно сказать, что мухсин – это раб, идущий по пути богобоязненности, с его разными видами путей искренности. Ихсан –  это  крайне необходимое качество!

Если мы перечислим формы искренности, то их можно разделить на три вида: Ихсан в отношении Всевышнего Аллаха, Пророка (мир ему и благословение) и творений.

Что касается искренности по отношению к Всевышнему Аллаху, то она заключается в том, чтобы ты совершал богослужение с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто ты чувствуешь присутствие Всевышнего Аллаха, если даже Его не видишь.

Всевышний Аллах, обращаясь к Мусе (мир ему) говорит: «Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу». Также в  Коране  Всевышний Аллах говорит: «Он с вами, где бы вы не были». Напротив, Всевышний ближе, чем нам это кажется, Он ближе к нам, чем яремная вена.  Об этом Всевышний Аллах упомянул в следующем аяте: (смысл) «Когда душа подступает к горлу умирающего, вы можете только смотреть, но не можете помочь ему, Мы ближе к нему и лучше знаем его состояние, чем вы, но вы этого не видите и не чувствуете».

Представьте, когда человек находится при смерти, каково состояние близких ему родственников в плане жалости и любви, но Всевышний им говорит: «Да, вы близки к нему, однако Я ближе к нему, но вы этого не видите».

Следовательно, наш Господь всегда с нами, и пока он с нами, мы обязаны быть в состоянии присутствия Всевышнего Аллаха. И тот, кто находится в таком состоянии, не сможет согрешить. Мы не говорим, что обладатели качеств искренности (ахл ихсан) безгрешны, мы не из таких людей, которые приписывают безгрешность другим, кроме пророков, но мы говорим, что обладатели искренности, пока они находятся в состоянии присутствия Всевышнего Аллаха, не смогут согрешить никогда. Они видят, что Всевышний всегда с ними, наблюдает за ними,  они  ощущают присутствие Его, величие во всех поступках – при купле-продаже,  разговоре,  поэтому, когда продаёт и покупает, не обманывает людей для получения выгоды. Людей можно разделить на две категории: на тех, кто занимается торговлей и не обманывает ради мирской выгоды, потому что, если обманет, то потеряет клиентов, а обладатель качества искренности не обманывает людей потому, что знает – Всевышний наблюдает за ним. Есть большая разница между действиями, совершающимися ради Всевышнего Аллаха и ради людей, ради мирского.

Итак, Ихсан – это эффект присутствия Всевышнего Аллаха, ощущение, что Всевышний Аллах наблюдает  за нами постоянно, потому что Он – Всеслышащий, Всевидящий. Если ты находишься под таким наблюдением, то ты из числа обладателей ихсана – искренности, следовательно, ты не посмотришь на запретное, так как чувствуешь на себе взгляд  Аллаха. Первая степень ихсана –искренность по отношению к Всевышнему Аллаху, и для его разъяснения нужно много аннотаций.

Стенограмма проповеди доктора Мухаммад Хасан Кассам

Перевод с арабского; Мухаммадрасул Загиров

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.