Время совершения намазов

16 Май 2014

Время совершения намазов определяется в зависимости от изменения расположений небесных тел относительно Земли, например, Солнца. На сегодняшний день учёные,  наблюдая  за этими изменениями,  определили для каждой местности время наступления намазов по часам и минутам. И нынче стало легко узнавать время совершения намазов, не прибегая к помощи тени установленной вертикально (под углом 90 градусов) на горизонтальной поверхности  палки или другого предмета, чтоб определить время намаза.

Здесь мы рассмотрим время совершения намазов, исходя из природных явлений, так как по часам время намаза изменится в зависимости  от часовых поясов.  Достаточно будет каждому посмотреть на ту рузнама (календарь времен совершения молитв), которую  определили  знающие данную  местность люди.

1. аз-Зухр (обеденный) совершается в четыре ракаата. Время его совершения начинается с отклонением солнца от зенита на запад и продолжается до времени, в котором длина тени вертикально установленного под солнцем предмета не будет равна сумме длины самого предмета и самой короткой его тени, которая оставалась при зените.

Пояснения к этому:

Как мы все знаем, все предметы, имеющие объем по вертикали   отбрасывают  тень от солнца, которая тянется в сторону запада. Потом тень эта   начинает уменьшаться вместе с поднятием солнца и это продолжается до достижения солнцем середины неба. Это и есть положение зенита. В это время в большинстве стран остаётся тень у этих предметов, и потом, когда солнце отклоняется к западу, тень, в свою очередь, начинает расти  в сторону востока, и это отклонение   называется отклонением солнца от зенита (аль-истиваъ).

Примечание:

Намаз был вменён в обязанность, как мы знаем, в Ночь переселения. Ангел  Джибриль (мир ему) обучил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) омовению и намазу, начиная с обеденного намаза того дня.  Следовательно,  первым  совершённым    намазом    из пяти  обязательных  был обеденный. И поэтому во всех книгах по мусульманскому праву счёт намазов начинается с обеденного.

2. аль-Аср (послеобеденный, по-другому предзакатный), также как и обеденный совершается в четыре ракаата, и время его наступает  с истечением времени обеденного намаза и продолжается до полного захода солнца.

3. аль-Магриб (вечерний) совершается в три ракаата. Время данного намаза начинается с полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево (красноватый отсвет заката).

4. аль-Ишаъ (ночной) совершается в четыре ракаата, его время наступает с заходом упомянутой выше зари и продолжается до правильного рассвета.

5. аль-Фаджр (утренний) совершается в два ракаата, время наступает с истечением времени ночного намаза и продолжается до восхода   самой  малой доли солнца.

Примечание:

Как известно, имеются понятия  правильный и ложный рассвет, и правильный отличается от ложного (зодиакальный свет) тем, что озарение его распространяется поперёк горизонта со стороны востока между севером и югом, а ложного – вдоль неба, и после него снова наступает мрак, его ещё уподобляют хвосту волка из-за сходства их форм.  После ложного рассвета наступает правильный рассвет и  время утреннего намаза, как было сказано выше.

Доводом для намазов относительно их времени совершения служит следующий хадис, где Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит:

"Архангел Джибриль (мир ему) совершил со мной намаз, руководя им возле Каабы: обеденный совершил во время отклонения солнца от зенита, послеобеденный – когда длина тени вертикально установленного предмета стала равной сумме длины самого предмета, вечерний совершил, когда постящийся открывает свой пост, ночной совершил во время захода красной зари, и утренний совершил, когда человеку, желающему поститься было уже запретно употребить пищу или пить воду.

А на следующий день он совершил со мной обеденный намаз, когда тень предмета стало равной самому предмету, послеобеденный – когда тень стало в два раза больше длины самого предмета, вечерний – когда постящийся отпускал пост, ночной – когда прошла одна треть ночи, и утренний совершил, и рассвело. И после ангел Джибриль мне  сказал, что время намазов — это то, что между этими двумя временами".

В данном хадисе, где было сказано, что ангел Джибриль на второй день совершил обеденный намаз в то время, когда тень предмета стала равной ему по длине, имелось в виду, что он завершил совершение данного намаза в это время, как и начал послеобеденный в то же время в первый день. Так сказал аль-Имам аш-Шафии, отвергая тем самым соучастие двух намазов в одном времени.

А слова его, где говорится, что вечерний намаз совершил, когда постящийся открывал свой пост, имелось ввиду время наступления разговения.

Слова Джибриля: "Время намаза — это то, что между этими временами" относительно утреннего, послеобеденного и ночного намазов растолковали  как время, для совершения намаза в котором имеется выбор и получают вознаграждение меньшее, чем за намаз, совершённый в начале его времени (вактуль ихтияр), а не то, что понимается от этого выражения буквально, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:

"Нет оплошности во сне, а поистине оплошность проявляет тот, кто не совершает намаз, пока не наступит время следующего намаза". Этот хадис явно указывает на то, что каждый намаз длится до следующего намаза, за исключением утреннего намаза, так как относительно его Пророк (мир ему и благословение) сказал;

"Время утреннего намаза от рассвета до восхода солнца".

Примечание:

Хотя намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, желательно стараться совершить его сразу с наступлением времени его совершения в силу хадиса, где Пророка (мир ему и благословение.) спрашивают: «Какое деяние наилучшее?», –  на что он ответил:

«Намаз, совершённый в начале его времени».

И исходя из данного хадиса, следует при наступлении времени намаза сразу заняться  приготовлениями:  сделать  омовение, прикрыть аврат   и тому подобное, дабы получить полное вознаграждение за намаз. 

Однако в жарких странах, где бывает невыносимая жара, группе людей, желающих совершать намаз коллективно в мечети, которая находится далеко от них, а по дороге к ней нет защиты от зноя  в виде   тоннелей, навесов  или  обычной тени, по которым можно было бы отправиться туда,  желательно откладывать обеденный намаз до появления теней у стен, чтоб по ним ходить на коллективный намаз,  также  желательно откладывать и азан данного намаза.

Намаз считается совершённым своевременно, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время, в противном случае считается возмещённым. Это понимается из хадиса, где говорится, что:

«Кто успеет совершить в установленное время один ракаат из намаза, то он получает намаз всецело». Из этого хадиса и понимается, что тот, кто успеет совершить менее  одного  ракаата не получает намаз всецело, т.е. своевременно.

И разница между этими выводами заключается в том, что один ракаат включает в себе большинство остальных действий намаза, так как остальные его действия являются как бы  повторением  того ракаата,  и исходя из этого та часть намаза, которая  попала за пределы времени намаза, служит как следующая  за тем ракаатом, что выполнен вовремя, в отличие от того, что меньше, чем один ракаат.

Если человек не знает наступления времени намаза   из-за плотных  туч, тумана или он заточён в темницу, то он обязан проявить усердие в определении времени посредством выполнения  своих заданий по чтению книг или вышиванию. Например, если  читал несколько глав с рассвета до обеденного  намаза и после до предзакатного и так далее, то он с рассветом читает те главы и таким вот образом определяет время.

Таким образом совершенный намаз, если вдруг окажется выполнен до наступления его времени, то его нужно возмещать в случае, если он про это узнал уже с истечением его времени, но если он про это узнал  ещё  во времени того намаза, то он его возобновляет. 

Мухаммад  Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

 

Похожие материалы: