Намаз – защита от всех бед

После произнесения формулы шахады, означающего принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для любого разумного человека, достигшего возраста совершеннолетия, является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему.

Пророк (мир ему и благословение) отмечает, что намаз – это опора религии. «Рухнет религия того, кто оставит намаз», - говорится в священном хадисе.

Регулярное совершение намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек не может выполнить свою основную обязанность перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в своей жизни – осознания и ощущения своей связи с Творцом. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека со своим Создателем, регулярность которого периодически, днем и ночью напоминает человеку о его отношении к своему Создателю.

Сам намаз предписан в Коране, а способ его совершения дошел до нас из Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Все мусульмане мира, где бы они ни находились, совершают намаз практически так же, как его совершал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) около 14 столетий назад. Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о наилучших деяниях, он ответил, что это своевременно совершенные намазы.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что намаз – это ключ к Раю, что намаз является для Аллаха самым любимым деянием Его раба после уверования. Если было бы что-либо лучшее в служении Ему, то ангелы (мир им) тоже занимались бы этим. Среди ангелов есть делающие поясной поклон (руку‘), земной поклон (саджда), стоящие и сидящие, т.е совершающие все действия, которые мы совершаем в намазе. Таким образом, каждый человек совершающий намаз, получает вознаграждение, равное поклонению небесных ангелов.

В хадисе говорится, что ангел Джибриль (мир ему) совершал двухрака‘атный намаз в течение сорока тысяч лет. После этого Аллах Всевышний сказал ему, что двухрака‘атный намаз, совершенный человеком из общины (уммы) Мухаммада (мир ему и благословение), дороже для Него, чем этот намаз. И это все из-за возвеличивания Аллахом нашего Пророка (мир ему и благословение).

Почему же намаз имеет такое большое значение? Мудрость этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком  (мир ему и благословение), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джибриля (мир ему), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение). Особенностью намаза является то, что Аллах Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Ми‘радж) Своего Посланника, Сам, без посредников, одарил нашего Пророка (мир ему и благословение) и его общину (умму) этим ценным подарком. А именно то состояние, которое испытывал Пророк (мир ему и благословение) при встрече с Аллахом, будет испытывать каждый из его уммы в намазе при правильном его совершении.

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком, мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то как мы должны готовится к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом?

Невнимание и безразличие к религии, существующее в настоящее время, не нуждается в описании. Что говорить, когда пренебрегают таким архиважным делом, как намаз, о котором в Судный день спросят в первую очередь и который является в религии вторым по значимости после уверования. Но все-таки есть надежда, что на людей с чистым, не помутненным разумом, иншаАллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) человек, совершающий пятикратный намаз, сравнивается с тем, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Такое купание обязательно очищает тело. Намаз, исполненный надлежащим образом, со всеми его требованиями, также очищает душу от грехов. Аллах Всевышний в Коране говорит, что, воистину, намаз удерживает человека от непристойного и запретного.

Некоторые задаются вопросом, почему же люди, совершающие намаз, продолжают грешить? Потому что здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.

Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в своих грехах, стыдясь своих неправедных поступков, прося о помощи, представляя все трудности после смерти, то он получает такой духовный заряд, что очень редко впадает в грех. А если и совершит какой-то грех, то он сразу же раскается перед Всевышним. Конечно, люди, не выполняющие намаз полноценно и не соблюдающие все условия молитвы, проявляя беспечность, выполняют свой долг, но не получают полноценного духовного очищения. Эта беспечность и является основной причиной возникновения нравственных болезней современного общества.

Намаз – это великая Милость Аллаха. Обращаться к намазу во время тревог и забот – это спешить к Его Милости. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остается никакого следа переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), связанных с этим.

В хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда, когда дул сильный ветер, сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. То же самое бывало во время солнечных и лунных затмений, Пророк (мир ему и благословение) сразу же начинал совершать намаз. Еще сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи были стеснены каким-либо образом, он велел им совершать намаз.

Таким же образом поступали и его сподвижники, которые следовали ему даже в мельчайших деталях.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухрака‘атный намаз, затем прочитал ду‘а и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что все предыдущие пророки (мир им) тоже обращались к намазу во всех своих невзгодах. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что, когда кто-нибудь попадет в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два рака‘ата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословения Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.

На самом деле очень трудно охватить все высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся важности намаза и рассказывающие о прощении Аллахом тех, кто совершает его.

В намазе скрыто очень много полезного, описать которое в одной теме невозможно. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь, должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что, воистину, все деяния рассматриваются по намерению.

Насколько же безгранична Милость Аллаха, давшего нам намаз, заключающий в себе столько полезного в этом мире и вечные блаженства Рая. Если мы не в состоянии использовать милость, прощение и дары Аллаха, то, конечно, в убытке только мы сами.

«Все о намазе»