Дети - это аманат Всевышнего

4 Август 2014 8836

Права детей

Шариатские установления и его каноны есть благо для нас, которое не остаётся незамеченным ни для кого - ни для взрослого, ни для маленького. Для каждого есть свои решения и постановления.

Исламский Шариат есть счастье общества. А дети - это члены общества, которые также имеют права и требования. Человек, которого Всевышний одарил ребёнком, должен радоваться и восхвалять Его. Ведь сколько бесплодных мужчин и женщин, желающих иметь ребенка, но которые так и не могут его получить! Всевышний в Священном Коране говорит:

يَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ الذُّكُورَ . أَوْ يُزَوِّجُهُمْ ذُكْرَانًا وَإِنَاثًا وَيَجْعَلُ مَنْ يَشَاءُ عَقِيمًا (الشورى:50،49)

Смысл: «Дарует Всевышний тем, кому пожелает, девочек или мальчиков, или женит и оставляет бесплодными» (сура «Аш-Шура», аяты 49-50).

Но рождением ребенка ничего не кончается, а только начинается. Ведь у новорожденного есть права, которые необходимо соблюдать родителям. Мы же, к превеликому сожалению, живём во времени, когда не соблюдаются требования Шариата, исчезают знания и распространяется невежество.
А ведь воспитанию ребёнка уделяется очень важное место в Исламе, которое начинается ещё до его рождения - разыскиванием благочестивой матери.

И ещё до рождения ребёнка мусульманину следует обратиться к Всевышнему со словами:

رب هب لى من لدنك ذرية طيبة إنك سميع الدعاء [آل عمران:38[

Смысл: «О Аллах, даруй мне хорошего ребенка. Ты слышащий мольбу» (сура «аль Имран», аят 38).

Уместным будет напомнить о положении девочек в доисламский период, когда их права не то что бы не соблюдались, а их просто не было. В джахилии (доисламский период) у арабов считалось позором рождение девочки, что приводило порой к захоронению новорожденной девочки заживо. Ислам же в свою очередь запретил это, защитив тем самым девочек и наделив их обязанностями. Аллах говорит:

وإذا الموءدة سئلت [التكوير:8[

Смысл: «И спросят заживо погребённую».

Этот вопрос является своего рода упрёком тому, кто заживо похоронил девочку: «За какой грех её убили?». Женщина в тот период во время родов приходила вместе с людьми к вырытой заранее яме. И если новорожденный ребёнок был женского пола, то её бросали в эту яму и засыпали землёй, если мужского, то забирали.
А за то, что девочки обычно слабее мальчиков и являются большой трудностью для отца, Шариат за дочерей даёт большое воздаяние. Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) Всевышний дал четырёх дочерей. А когда у Имама Ахмада бин Ханбала родилась дочь, он сказал:

الأنبياء آباء البنات

«Пророки являются отцами дочерей», имея ввиду большое вознаграждение и милость Всевышнего, Который дал ему дочь. О дочерях рассказано очень много, это так называемая дверь, через которую входят в Рай.Ведь в хадисе, переданном Муслимом, говорится:

من عال جارتين حتى تبلغا جاء يوم القيامة أنا وهو هكذا وضم إصبعيه، [رواه مسلم[

«Тот, кто воспитает двух дочерей до совершеннолетия, в Судный день будет со мной вот так (сказав это, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сжал оба пальца, тем самым указывая на близость с ним в Судный день)».

Вернёмся к теме прав ребенка. С рождением ребёнка появляются некоторые требования:

1. Прочитать азан в ухо новорожденного, чтобы первое, что услышит младенец, было возвеличивание Аллаха и шахадат, который приводит человека в Ислам, вместе с тем, что слова Азана прогоняют Шайтана. Азан произносится в правое ухо. От Аби Рафии передаётся:

فعن أبي رافع قال: ( رأيت رسول الله أذن في أذن الحسن بن علي حين ولدته فاطمة ) رواه أبو داود والترمذي

«Я видел, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) прочитал азан в ухо Хасана бин Али, когда его родила Фатимат (да будет доволен ею Аллах)».

2. Дать что-нибудь сладкое младенцу. Размягчить финик так, чтобы легко глотался. И протирают им дёсна младенца. Мудрость этого, возможно, заключена в укреплении полости рта и дёсен и чтобы легко прорезались зубки. Это лучше поручить богобоязненному и благочестивому человеку. После этого следует просить у Всевышнего благодати ему и его семье. От Аби Муса передают:

عن أبي موسى قال: ( ولد لي غلام فأتيت به النبي فسماه إبراهيم وحنكه بتمرة ) زاد البخاري: ودعا له بالبركة ودفعه إلي وكان أكبر ولد أبي موسى

«У меня родился сын. Я с ним пришёл к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и он назвал его Ибрахимом, и помазал сладким его дёсна». Аль-Бухари добавляет: «И сделал ему хорошее дуа и вернул мне. И он был самым крупным из детей Абу Мусы».

3. Кормление грудью матери: Это одно из прав, установленных Шариатом в отношении ребенка. Всевышний в Коране говорит:

3- والوالدت يرضعن أولادهن حوليين كاملين (البقرة:233 (

Смысл: «Матери кормят своих детей два полных года».

После двухгодичного кормления завершается срок кормления и молоко уже входит список остальной еды.

4. Назвать младенца красивым именем. Желательно нарекать на седьмой день после рождения. Можно, конечно, назвать и раньше, и позже, и в промежутке между этими днями. Новорожденного называют именем, любимым Всевышним - Абдуллахом, Абдурахманом и т.д. В хадисе передаётся:

إن أحب أسمائكم إلى الله عز وجل: عبد الله وعبد الرحمن رواه مسلم

«Наилюбимейшие имена для Всевышнего - это Абдуллах и Абдурахман».

5. Бритьё головы новорожденного. В хадисе, переданном Ахмадом, говорится:

احلقي رأسه، وتصدقي بوزن شعره فضة على المساكين رواه أحمد

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, когда родился Хасан: «Побрейте ему голову и раздайте неимущим милостыню серебром по весу его волос».
6. Резание животного, называемое акика. Это является очень желательным и относится к разряду суннатуль-муаккада (очень желательная сунна). За мальчиков режутся два барашка, а за девочку одну. В хадисе передаётся:

عن الغلام شاتان مكافئتان وعن الجارية شاة رواه أحمد

«За мальчика режут двух барашков, а за девочку одну».

7. Обрезание. Об этом передано очень много хадисов. Из них хадис Абу Хурайры:

الفطرة خمس... وذكر منها الختان

Из фитра (первозданное естество человека, человек в его наилучших возможностях) пять … и к ним он (салляллаху аляйхи васаллям) причислил и обрезание.
Обрезание лучше совершить в первые дни рождения. А с приближением совершеннолетия это становится обязательным. В обрезании есть своя великая мудрость и много пользы. Это чистота, умеренность в страстях, сохранность от различных болезней.

8. Имущественный расход на ребёнка ведётся, пока мальчик не станет совершеннолетним, а девочка не выйдет замуж. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

أفضل دينار ينفقه الرجل دينار على عياله رواه مسلم

«Лучший динар тот, который расходует человек на нужды семьи».

9. Любовь к детям и игра с ними. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поцеловал Хасана бин Али в присутствии Акраа бин Хабиса. На что тот сказал: «У меня десять детей и я ещё ни разу не поцеловал никого из них». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) посмотрел на него и сказал:

من لا يرحم لا يُرحم رواه البخاري

«К тому, кто не проявляет милосердия, тоже не проявят его» (Бухари).

Родители, воспитание детей - это аманат (вверенное в доверие) Всевышнего. И каждый из вас будет спрошен за то, как он сохранил этот аманат. А сколько мусульман сегодня нарушают этот аманат! Так давайте же достойно сохраним его. Да поможет нам в этом Аллах! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.