Раздел о нарушениях намаза

13 Август 2014 1025

Нарушается намаз произношением двух и более букв не из Корана, не из зикру (славословия) и не из дуа; намаз нарушается независимо от того, имеют эти буквы значение или нет. Также намаз нарушается, если молящийся произнесёт одну букву, которая имеет значение, как, например, букву (ки) (قِ) . Такое же решение выносится по намазу человека, в котором он произнёс одну удлинённую букву, как, например, (ла) (لَا).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

<إنَّ هَذِهِ الصّلَاةَ لَا يَصْلُحُ فِيهَا شَيْءٌ مِنْ كَلَامِ النَّاسِ >

Перевод: «Поистине, в этом намазе не допускается что-либо от человеческой речи».

Если человек произнёс две буквы – засмеявшись, застонав или откашливаясь, намаз нарушается. В противном случае намаз не нарушается.

Но если человек знал, что во время намаза запрещена речь, но не знал, что запрещено откашливание, то это простительно, так как для рядовых мусульман это считается тонким вопросом. Если он не по своей воле высказал несколько слов, или же, забыв, что он совершает намаз, или же не знал, что речь во время намаза запретна, и был из тех, кому простительно такое незнание (о таком человеке было упомянуто в промежутке от второго столпа намаза по четвертый), то намаз не нарушается. Ну а если он произнесёт более шести слов, то нарушится.

Если молящемуся невозможно было удержаться от кашля, откашливания, чихания и тому подобного, то намаз не нарушается. Также не нарушается, если человек вынужден откашливаться, чтобы продолжить чтение «аль-Фатихи», но не простительно, если он откашливается ради чтения «аль-Фатиха» вслух или для чтения суры после нее, так как чтение самой «аль-Фатиха» является обязательным, но а чтение ее вслух или же чтение суры после нее является желательным.

Если человека, совершающего намаз, заставили что-то сказать, и он это сказал, то намаз нарушается, так как такое редко встречается.

Если молящийся прочитает отрывок из Корана с намерением дать указания кому-то, как, например, прочтёт аят (يَا يَحْيَ خُذِ الْكِتَابَ) (смысл: «О, Яхья, возьми книгу»), с целью дать разрешение взять что-то тому, кто просит его, то намаз его нарушается. И также нарушится, если он его прочтёт без всякого намерения, т.е. ни для чтения и ни для указания, а просто прочел. Но, а если он сделает намерение для чтения аята и для пробуждения вместе, то намаз не нарушится, т.е. при просьбе разрешения кем-то в чем-то он читает тот аят с целю чтения его и давать указания вместе.

Намаз не нарушается чтением дуа или зикру, за исключением случая, когда их читают во втором лице, обращаясь не к Аллаху и не к Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И следовательно, если молящийся ответит на «салам» словом (وَعَلَيْكُمُ السَّلَامُ) (Ваалайкум ссалам – (и вам салам)), то есть во втором лице, то намаз нарушится. Молящемуся в таком случае желательно отвечать указанием глаз либо головой, но не словом, а по завершении, если прошло мало времени, – словом. Но, а если всё-таки он отвечает словом в намазе, то пусть ответит в третьем лице, например, (وَعَلَيْهِ السّلَامُ) (Ваалайхи ссалам – (и ему салам)). И такое же рассмотрение вопроса – при ответе чихнувшему человеку.

Если кто-то заметил у имама ошибку или увидел, совершая намаз, слепого, стоящего у края колодца, или хочет дать разрешение войти тому, кто об этом просит, то такому человеку, если он мужчина, желательно сказать славословие (سُبْحَانَ اللَّه) (Субханаллах), но с намерением для зикру или совместно с пробуждением, или просто скажет без всякого намерения. Если же он это скажет с намерением только пробудить, то намаз нарушится. Но если это женщина, она ударит ладонью правой руки по тыльной стороне левой, или наоборот. Но а если она ударит в ладоши только для забавы, то намаз нарушится.

Намаз также нарушается тремя или более непрерывными движениями рук или ног, но не пальцами, не глазами или другими подобными частями тела, движение коих считается легким и незначительным. Но нужно учитывать и тот факт, что если человек чисто из забавы будет шевелить пальцем, или с намерением сделать много движений и приступить их совершать, намаз нарушается. Но следует заметить, что если он сделал эти движения не в одном, а в нескольких ракаатах, тогда намаз не нарушается. Например, если он в одном ракаате сделал два шага, во втором – два, в третьем – два и в четвертом тоже два, то намаз не нарушается. Намаз нарушается независимо от того, человек сделал много движений преднамеренно или случайно.

Из вышесказанного следует, что два удара и два шага – это считается малыми движениями, а больше их считается непростительным и намаз нарушается. Один шаг – это когда человек выставляет вперёд ногу и так держит или переносит к ней вторую. Но а если он переносит ноги непрерывно одну за другой, то это считается как два шага.

Поднять руку от груди и положить на голову считается как одно движение, и так же считается, если протянуть и сразу же вернуть, почесавшись. Но если он сначала протянул руку вперёд и только потом положил на голову, тогда это засчитывается как два движения.

Намаз также нарушается, если совершающий его подпрыгнул, то есть отделился от земли полностью, всем телом.

Намаз также нарушается, если совершающий его преднамеренно проглотил то, что оставалось между зубами из пищи, и также если проглотит нечистую, смешанную с другой, чистой, примесью слюну.

Мухаммад  Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.