Раздел о желательных намазах

19 Август 2014 2881

Помимо обязательных намазов имеются и желательные, и они подразделяются на те, которые желательно совершать в коллективе, и те, которые совершаются индивидуально. Вот об этом и будет наша речь.

А о том, что желательные намазы делятся на имеющие определенные причины для их совершения, имеющие определенное время, и те, которые не имеют ни того, ни другого, то есть «мутлак», мы расскажем ниже.

Первый вид желательных намазов – это намазы, для которых коллектив не желателен, но а если совершатся в коллективе, то и не порицаемо.

Ратибаты

В этот вид желательных намазов входят намазы ратибаты.

Ратибаты – это намазы-суннат, совершаемые до или после пяти обязательных намазов. Время их совершения соответствует времени соответствующего обязательного намаза. Если ратибаты, которые совершаются до обязательных намазов, по какой-либо причине не были совершены вовремя, то их можно совершать и после, если время данного намаза еще не прошло, и этот ратибат не считается возмещенным, а считается совершенным в срок. В этом случае в нийяте (намерении) указывают, что это ратибат, совершаемый перед намазом-фарз. Ратибаты лучше совершать дома, кроме человека, который отправляется на пятничный намаз рано, ему лучше ратибаты, совершаемые перед пятничным намазом, выполнить в мечети, и так же тому, кто не уверен в себе и может упустить их, если совершить дома.

Ратибат утреннего намаза

Перед утренним намазом совершают два ракаата намаза-суннат. Его время наступает с наступлением времени утреннего намаза, т.е. с началом рассвета, и завершается с завершением времени утреннего намаза, точнее, с восходом части солнца, и если по какой-либо причине ратибат не совершен до утреннего намаза, то его можно совершить и после. Два ракаата, совершаемые перед утренним намазом, являются самыми ценными среди ратибатов, это самая настоятельная сунна (суннатун муаккадатун), которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял больше всего внимания среди ратибатов. Айша (да будет доволен ею Аллах)) сказала, что любимый Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не пропускал эти два ракаата никогда – ни дома, ни в путешествии, ни будучи здоровым, ни будучи больным. В ратибате утреннего намаза в первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читают суру «аш-Шарх» или «аль-Кафируна», а во втором ракаате читают суру «аль-Фил» или «аль-Ихлас». Кто прочтет эти суры таким образом, в этот день будет обережен от зла, исходящего от других. После совершения этого ратибата рекомендуется прилечь на правый бок, вспомнив при этом, что придется лечь в могилу и прочитать следующую молитву:

اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرِيلَ وَ مِيكَائِيلَ وَ إسْرَافِيلَ وَ عِزْرَائِيلَ وَ مُحَمَّدٍ أجِرْنِي مِنَ النَّارِ

Перевод: «О Господь Джибриля, Микаиля, Исрафиля, Израиля и Мухаммада, защити меня от огня Ада».

 Сказано также, кто произнесет сорок раз между ратибатом и утренним намазом следующую молитву, то его никогда не покинет иман (вера).

И эта мольба:

يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ لَا إلَاهَ إلّا أنْتَ

Перевод: «О Живой и Ненуждающийся ни в ком и в Котором нуждаются все, нет божества, которому в действительности нужно поклоняться, кроме Тебя».

Ратибаты обеденного намаза

Совершение четырех ракаатов ратибата до обязательного обеденного намаза и четырех ракаатов ратибата после него является суннатом. А совершение двух ракаатов из них до намаза-фарз и двух после является настоятельной сунной (суннатун муаккадатун). Четыре ракаата, совершаемые перед обеденным намазом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял долго. Он говорил: «Это время, когда открываются врата небесные и на людей нисходят милости Аллаха, и мне хочется в это время находиться в намазе». В достоверном хадисе, приводимом ат-Тирмизи, говорится:

«Аллах сделал запретным для пламени Ада мясо человека, который старается совершать до и после обязательного обеденного намаза четыре ракаата ратибата».

Если ратибат, совершаемый до обязательного обеденного намаза, не был совершен перед обеденным, то его можно совершить и после него. Если при входе в мечеть прозвучал икамат – призыв к началу обязательного обеденного намаза, то ратибат, совершаемый перед намазом-фарз, оставляют на потом и приступают вместе со всеми к намазу-фарз. Намерение (нийят) для совершения ратибата до (после) обязательного обеденного намаза произносится так: «Я намерился совершить двухракаатный намаз-ратибат, совершаемый до (после) обеденного намаза во имя Аллаха, Аллаху акбар». Или достаточно сказать, что намерился совершить намаз-суннат до (после) обеденного намаза. Если ратибат, исполняемый до обеденного намаза, придется совершить после него, то намерение произносится так: «Я намерился совершить намаз-ратибат, исполняемый до обеденного намаза». При совершении упущенного намаза-ратибат произносят: «Я намерился возместить ...» Аналогично произносят нийят и при совершении ратибатов, связанных с другими обязательными намазами. Время ратибата, совершаемого перед обеденным намазом, наступает вместе со временем обеденного намаза, а время ратибата, совершаемого после обеденного намаза, наступает с момента совершения самого обеденного намаза, и продолжается время обоих ратибатов до завершения времени обеденного намаза. Аналогичное решение применяется относительно времени ратибатов других намазов тоже. В пятницу, если после пятничного намаза не совершают четырехракаатный обеденный намаз, то в намерении нужно указывать о совершении ратибата до пятничного или после пятничного намаза. Так как во многих населенных пунктах после пятничного намаза совершают и обеденный, перед совершением первых четырех ракаатов ратибатов произносится намерение совершить ратибат перед пятничным намазом, а перед совершением вторых четырех ракаатов – после обеденного намаза. То есть вначале совершают четыре ракаата ратибатов, исполняемых перед пятничным намазом, и произносят соответствующее намерение. Затем совершают пятничный намаз, после него – обеденный, а в конце – четыре ракаата ратибата, совершаемого после обеденного намаза, и произносят соответствующее намерение. (См. Рамали. «Ни-хаятул мухтаж». Т. 1, стр. 111).

Есть еще вариант: «Если после пятничного намаза совершают и обязательный обеденный намаз, то ратибаты, связанные с пятничным намазом, совершаются только перед пятничным намазом. После пятничного намаза совершают ратибаты, исполняемые перед обеденным намазом, затем совершают обязательный обеденный намаз, затем ратибаты, исполняемые после обеденного намаза. То есть, если после пятничного намаза совершают обеденный намаз, из ратибатов совершаются 12 ракаатов: 4 ракаата ратибата до пятничного намаза, 4 ракаата между пятничным и обеденным намазами и 4 ракаата после обязательного обеденного намаза» (См. «Фатхул ‘аллам». Т. 2, стр. 24).

Ратибаты предзакатного намаза

Перед предзакатным намазом совершают четыре ракаата ратибатов. Лучше совершать два намаза по два ракаата, но можно совершать и четырехракаатную молитву сразу. Эта молитва не входит в число настоятельно требуемых суннатов. В хадисе, который приводится у ат-Табарани, говорится:

«Того, кто совершает четыре ракаата намаза-суннат перед предзакатным намазом, Аллах делает запретным для Ада».

Если ратибат по какой-либо причине не был совершен до намаза-фарз, то его можно совершить и после него. Если же время этого намаза-суннат прошло, лучше его возместить.

Ратибаты вечернего намаза

Совершение после вечернего намаза двух ракаатов намаза-суннат является настоятельно требуемой сунной (суннатун муаккадатун). Лучше совершить два ракаата и до вечернего намаза, если между азаном – призывом к намазу – и икаматом – призывом к началу намаза – остается какое-то время. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сразу же после азана спешно направлялись к столбам мечети, чтобы за ними совершить этот двухракаатный намаз-суннат. (Хадис приводят имамы аль-Бухари, Муслим и другие). В хадисе, который приводят имам Ахмад и другие, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Между каждым азаном и икаматом есть намаз – он для тех, кто хочет совершить его».

Есть имамы, которые говорят, что перед вечерним намазом нет никакого намаза и что это даже не одобряется. Имам Навави говорит, что совершать намаз-суннат перед вечерним намазом желательно и все хадисы об этом достоверны.

Ратибаты ночного намаза

Совершение двух ракаатов намаза-суннат после ночного намаза является настоятельной сунной (суннатун муаккадатун). Совершение же двух ра каатов перед ночным намазом является просто сунной. Двухракаатные намазы-суннат, совершаемые перед вечерним и ночным намазами, являются легкими, то есть их совершают быстро, читая после «Фатихи» маленькие суры.

Из вышесказанного стало ясно, что настоятельной сунной относительно ратибатов являются следующие ратибаты: два ракаата перед утренним; два перед и после обеденного; два ракаата после вечернего и два ракаата после ночного и в общем количество ракаатов получается десять.

Мухаммад  Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.