Намаз-зуха

21 Август 2014
65231

В категорию желательных намазов, совершаемых индивидуально, входит и намаз-зуха.

Время намаза-зуха (духа) начинается после восхода солнца, когда солнце поднимается на высоту копья относительно нашего зрения – приблизительно 3,5 м над горизонтом, и заканчивается в полдень, когда наступает время обеденного намаза. Лучшее время для него наступает по истечении 1/4 части светового дня. Самое меньшее количество ракаатов намаза-зуха – два ракаата. Можно совершать намазы в четыре, шесть или восемь ракаатов. Самое большее количество – двенадцать ракаатов. Совершение ракаатов попарно является сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В первом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «ащ-Щамси» и «аль-Кафирун», а во втором – «ад-Духа» и «аль-Ихлас». В последующем в первых ракаатах читают «аль-Кафирун», а во вторых – «аль-Ихлас». Намаз-зуха лучше совершать в мечети. Но чем совершать рано в мечети, лучше совершить дома по истечении 1/4 части светового дня. То есть больше ценится время совершения этой молитвы, чем место.

После намаза-зуха рекомендуется читать ду’а:

اللّهُمَّ إن الضُّحاءَ ضحاؤك والبهاءَ بَهاؤك والجَمالَ جمالك والقوةَ قوتك والقدرةَ قدرتك والعِصمةَ عصمتك اللهم إن كان رزقي في السماء فأنزله وإن كان في الارض فأخرجه وإن كان مُعسَّرا فيَسِّره وإن كان حراما فطهِّره وإن كان بعيدا فقرِّبه بحق ضحائك وبهائك وجمالك وقوتك وقدرتك آتني ما آتيت عبادك الصالحين

Перевод: «О мой Аллах, и время зуха – это Твое время, и ценности – Твои ценности, и красота – Твоя красота, и сила – Твоя сила, и могущество – Твое могущество, и защита – Твоя защита. О мой Аллах, если та милость и богатство, обладателем которых я стану, – на небесах,– ниспошли их на землю, если в земле – выведи их наружу, если труднодоступны они – облегчи мне их достижение, если они запретны – сделай их дозволенными, если они далеки – приблизь их ко мне. Ради Твоего зуха, ценностей и красоты, силы и могущества дай мне то, что Ты даешь праведным рабам Своим».

Если намаз-зуха пропущен, является сунной возместить его.

Намаз-тахийят

Из категории желательных намазов, не совершаемых коллективно, – намаз-приветствие (тахийят).

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить в желательном порядке два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый аль-Бухари и Муслимом. Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершенным также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он считается выполнившим сунну относительно тахийят-намаза, но чтобы получить вознаграждение за него, пусть сделает вместе с совершающим намазом намерение и для намаза-тахийят. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахията, затем и другого намаза. Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т.п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть с намерением тут же встать, например, из-за усталости, или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести следующие славословия:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاللهُ أكْبَرُ

«Субхана ллахи ва-льхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар».

Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, и Аллах велик».

Сказано, что это замещает  тахийят. Если в пятницу мусульманин войдет в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль-Хакимом и другими, говорится:

«Когда один из вас зайдет в мечеть, пусть совершает двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я намерен совершить намаз-тахийят». В тахийяте разрешается совершать и более двух ракаатов. Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха.

Примечание:

Нужно быть предельно внимательным при совершении намерения для намаза-тахийят. Если сделать намерение, как обычно у нас принято, «я намерился совершит двухракаатный намаз, возвеличивая мечеть», то этим намерением нужно подразумевать – не просто возвеличивать саму мечеть, а именно возвеличивать Хозяина мечети, то есть Аллаха, а в противном случае намаз не засчитывается.

Мухаммад  Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.