
Толкование Суры «Ан Нас»
ﺑﺴﻢ ﷲ اﻟﺮﺣﻤﻦ اﻟﺮﺣﻢﯿ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ. مَلِكِ النَّاسِ. إِلَهِ النَّاسِ. مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ. الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ. مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ}
(Смысл) «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного! Скажи: "Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей - Бога людей - от зла искусителя исчезающего который наущает в груди людей - из джиннов и людей»
Эти три «сифата» качества – из качеств Всемогущего и Великого Аллаха.
Это Господство, Властвование и Божественность. Он - Господь и Властелин всего сущего.
Все создано Им и принадлежит Ему. Он повелел нам обращаться к этим Его качествам, прибегать к Его защите от «зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха» т.е. от шайтана, который приставлен к человеку. Поистине, нет ни одного потомка Адама (мир ему), к которому не был бы приставлен сотоварищ, приукрашающий в глазах человека непристойные поступки. Шайтан будет любыми способами вводить человека в замешательство. Под защитой будет только тот, кого защитит Аллах.
Об этом свидетельствует хадис, представленный в «Сахихе»: «Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует? сказал: "Нет ни одного из вас к которому не был бы приставлен сотоварищ (из джиннов)".
Они сподвижники спросили: "И даже к тебе Посланник Аллаха?" Он ответил: "Да; Однако Аллах помог мне справиться с ним и он принял Ислам; И так он повелевает мне делать только благое"».
В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима также сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине шайтан проникает в человека, распространяясь в нём подобно крови, и поистине я опасаюсь, что он сможет посеять в ваших сердцах что-нибудь дурное».
Аль-Хафиз Абу Я'ла аль-Мавсыли передал со слов Анаса ибн Малика, рассказ о посещении Сафийей (одной из жен ) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который уединился в мечети. «Затем он вышел с ней ночью, чтобы проводить ее домой и встретил двух мужчин из ансаров; Когда они увидели его то поспешили прочь; Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Не спешите это моя жена Сафийа бинт Хуйайа»; И они сказали: «Слава Аллаху о Посланник»; Он сказал: «Воистину шайтан находится в крови сынов Адама и я опасался что он поразит ваши сердца чем-нибудь» или сказал: «Злом»;
Имам Ахмад привел хадис от Абу Тамима, который рассказал, что один из сподвижников, сидевший на одном осле с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я сидел на одном осле с Пророком да благословит его Аллах и приветствует когда осел споткнулся, и я воскликнул: «Будь ты неладен о шайтан» Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не говори: “Будь неладен”; Если ты скажешь это шайтан почувствует себя сильным и скажет: “Я его поборол своей силой”; А если ты скажешь “С именем Аллаха” он почувствует себя слабее мухи»
Ибн Аббас в комментариях к (الوسواس الخناس) «искусителю исчезающем» сказал:
«Это шайтан который укоренился в сердце сына Адама; И как только человек проявляет рассеянность его начинает искушать шайтан но когда он снова вспомнит Аллаха шайтан отступает»;
Что касается слов ﴿ اﻟﱠﺬِي یُﻮَﺱْﻮِسُ ﻓِﻲ ﺻُﺪُورِ اﻟﻨﱠﺎسِ﴾ «который наущает в груди людей» то относятся ли они только к людям, как здесь сказано, или включают в себя и джиннов?
На этот счет существует два мнения.
Под словом «ан-нас» "люди" помимо людей также подразумеваются джинны.
Тогда слова ﴿مِن الجنة والناس﴾ «от джиннов и людей» разъясняют предыдущие слова:
﴿ اﻟﱠﺬِي یُﻮَﺱْﻮِسُ ﻓِﻲ ﺻُﺪُورِ اﻟﻨﱠﺎسِ ﴾ «который наущает в груди людей»;
Есть также мнение, что слова ﴿ مِن الجنة والناس ﴾ «от джиннов и людей» являются толкованием, разъясняющим, кто именно наущает в груди людей, из числа джиннов и людей.
Также об этом сказано в другом аяте: (смысл)
﴿ وكَذَلَكِ جعَلَنْاَ لكِلِّ نبَيِ عدَواّ شيَاَطيِن الْإنِسْ واَلجْنِ، يوحيِ بعَضْهم إلِىَ بعَضْ زخرْف القْوَلْ غرورا ﴾
«Таким образом, Мы определили для каждого пророка врагов дьяволов из числа людей и джиннов внушающих друг другу красивые слова обольщения» 6:112;
На эту тему у имама Ахмада приводится хадис, переданный Абу Зарром, который сказал: «Я пришел к Пророку да благословит его Аллах и приветствует когда он был в мечети и сел; Он спросил: "Ты совершил молитву о Абу Зарр!?" Я сказал: "Нет"; Он сказал: "Так вставай и молись"; Я встал, совершил молитву и потом сел; Он сказал: "Абу Зарр проси помощи у Аллаха от зла шайтанов из числа людей и джинов"; Я сказал: "О Посланник Аллаха! Среди людей есть шайтаны?" Он ответил: "Да"»
Имам Ахмад также сообщил со ссылкой на ибн Аббаса, что однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Иногда я говорю про себя такие вещи, что скорее упаду с неба, чем произнесу их вслух»; И Пророк да благословит его Аллах и приветствует? сказал: «Аллах Велик! Аллах Велик! Вся хвала принадлежит Аллаху Который посылает козни шайтана только как наущателя» (имам Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи).
Тафсир ибн Касира