Испытания Пророка Аюба (мир ему)

17 Март 2015
35082

Аллах посылал пророков и посланников (мир им) к народам, племенам и всему человечеству в целом. Если не уверовать хоть в одного из пророков (мир им и благословение), вера человека не действительна.

Пророк Аюб (мир ему) являлся одним из великих и почтенных пророков (мир им). Он был богат, у него было много детей, имущества. Но Аллах Всевышний решил испытать Своего пророка (мир ему) и возвеличить в степенях, если тот пройдёт испытание.

Нет ни одного аята и достоверного хадиса, что Аюб (мир ему) был наказан за грехи или ослушания Аллаху, как некоторые пытаются внушить мусульманам это. Потому как Сам Аллах сказал в Коране:

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ

Смысл: «Мы (Аллах) нашли его (пророка Аюба) терпящим (бедствия). Как же прекрасен раб, возвращающийся (подчиняющийся) к Аллаху» («Саф», аят 44). Аллах хвалит Аюба (мир ему) за его терпение и за самообладание. Испытания пророка (мир ему) были для повышения его в степени, или как пример терпения для всех, или же для другой цели, которую знает Сам Всевышний.

Он был испытан тем, что всё потерял: богатство, детей, имущество, земли, а некоторые учёные говорят , что его тело постигли различные болезни, болезнь поразила всё тело, кроме сердца и языка, которыми Аюб (мир ему) поминал Аллаха.

Про то, что Аюб (мир ему) был испытан лишением всего, нет разногласий, однако есть разногласия в том, что был ли он испытан болезнью, сколько она длилась и что эта была за болезнь?

1. Те, кто говорит, что пророк Аюб (мир ему) был испытан бедами, лишением имущества, смертью детей, и в том числе болезнями, однако болезни не были из числа отталкивающих людей и унижающих пророка (мир ему), такие как проказа или другие кожные тяжёлые болезни, как утверждает некоторая группа учёных. Данное мнение приводится у следующих учёных.

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, передавая от Ибн Исхака: «Он, Аюб, сын Амусы, сына Азиха, сына Авса, сына Исхака, сына Ибрахима (мир ему и благословение), был человеком, известным своей терпеливостью в проблемах и благодарностью Всевышнему за блага, он бы испытан Аллахом бедствиями... Аллах в Коране сказал:

وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ*فَاسْتَجَبْنَا لَهُ فَكَشَفْنَا مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَى لِلْعَابِدِينَ

Смысл: «И воззвал Аюб к Своему Господу: “Поистине, настиг меня вред (беды), а Ты –Самый Милостивый” и Мы (Аллах) ответили Ему и удалили от него вред и дали ему семью и подобное этому, проявив милость и как напоминание поклоняющимся» («аль-Анбия», аяты 83-84) …»

Также многие толкователи Корана и историки писали: «…Аюб (мир ему) был испытан болезнью всего тела, кроме языка и сердца, которым он поминал Аллаха…» («Кисас аль-анбия» Ибн Касир, стр. 247).

Имам в науке «тавхид» (единобожие) аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…и как сумасшествие, проказа, потеря сознания и другие вещи, отталкивающие людей, не охватывают Пророка никогда и нет достоверного [предания] о том, что Шуайб ослеп, и о том, что Якуб ослеп от долгого плача, и [нет достоверного предания] о том, что Аюб был прокажен и, что он был между кожей и костями (т.е. истощился и стал худым), и другие известные истории, которые отталкивают людей, они все ложные…» («Тухфат аль-мурид», стр. 246).

Аль-Джурданий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…у него (Аюба) было много детей, большая семья, но он лишился всего этого, так же он подвергся телесным испытаниям (болезням), однако он проявил терпение во всём…» («Фатх аль-Аллям»). В примечании этой книги пишется к данной цитате: «…то, что Аюб (мир ему) болел тем, что выходили черви из-под кожи и другими мерзкими болезнями, которые отпугивают людей, то такие болезни не подобает статусу пророка (мир ему), это выдумки прежних народов израильтян…». Такого же мнения придерживаются имам акыды ас-Санусий и другие ученые сунны.

2. Те, которые говорят, что пророк Аюб (мир ему) был испытан банкротством и лишением мирского имущества и детей, а также и страшными болезнями как проказа и гниение организма, кроме сердца и языка, которыми он поминал Аллаха.

Это мнение приводит Ибн аль-Арабий от имама аль-Куртуби в книге «ат-Тафсир», что пророк Аюб (мир ему) был поражён болезнью так сильно, что у него сползала кожа и мясо (стал дряхлым) с костей и черви выходили из кожи.

Шейх аш-Шаъравий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ثم ابتُلي أيوب عليه السلام في جسده بمرض الجذام في سائر بدنه ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه يذكر بهما الله سبحانه

Смысл: «…а далее тело Аюба (мир ему) было испытано поражением проказы, распространившейся по всему телу, и не осталось спасённого органа, кроме языка и сердца, которым Он поминал Аллаха…».

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) приводит, что некоторые сказали, что Аюб (мир ему) болел проказой:

يذكر تعالى عن أيوب، عليه السلام، ما كان أصابه من البلاء، في ماله وولده وجسده ، وذلك أنه كان له من الدواب والأنعام والحرث شيء كثير، وأولاد كثيرة، ومنازل مرضية. فابتلي في ذلك كله، وذهب عن آخره، ثم ابتلي في جسده - يقال:بالجذام في سائر بدنه، ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه، يذكر بهما الله عز وجل، حتى عافه الجليس، وأفردَ في ناحية من البلد

Смысл: «…упоминается об Аюбе (мир ему) и о том, что постигла его (мир ему) из бед, связанных с имуществом, детьми и телом. И были у него верховые животные, скот, пастбища, и детей было много, но настигла беда всего этого (перечисленного), все ушло. Потом он был испытан телесными болезнями, как говорят: «Эта болезнь – проказа на всем теле и не осталось уцелевшего органа, кроме сердца и зыка, которыми он поминал Аллаха…»

Также Ибн Касир пишет: «Ас-Садий (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Спадала его (пророка) кожа, да такой степени, что остались кости и сухожилия…» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ещё Ибн Касир  передает, что известный толкователь Корана Муджахид пишет: «Это первый человек, у которого была «ветрянка» (кожная сыпь, покрытие кожи водяными пузырьками)»» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ибн Хатим (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что от Аюба (мир ему) исходил такой запах, что люди не могли приблизиться к нему. Такое мнение приводят и другие ученые сунны. Факт, что по каждому мнению можно найти очень много высказываний.

Некоторые утверждают, что данное мнение пришло от бану Исраиль, что это рассказы от прежних народов и руководствоваться ими нельзя. А другие же, исходя из аятов и хадисов, вынесли решение, что все-таки Аюб (мир ему) болел вышеуказанными болезнями, и народ отвернулся от него.

У обеих сторон есть свои убедительные доводы и чётко выраженная позиция в данном вопросе. И одна сторона не имеет права обвинить другую в чем-то, потому как, даже среди учёных есть разные мнения в этом вопросе.

Тот, кто захочет узнать более подробно, пусть посмотрит книгу «Кисас аль-анбия» известного ученого, толкователя Корана, имама Сунны Абу аль-Фида Исмаиля ибн Касира, да смилуется над ним Аллах.

 

Следование слабому слову

Большинство учёных говорят, что разрешается следовать слабому мнению в целях рели-гиозного блага, целесообразности (масляха).

Учёный Шафиитского мазхаба имам Такиюдин ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إذا قصد المفتي الأخذ بالقول المرجوح مصلحةً دينية جاز

«Если муфтий (учёный, выносящий решение) в целях религиозной целесообразности руководствуется слабым словом, то это дозволено».

Ханафитский ученый, имам Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

 إنه إذا اتفق أبو حنيفة وصاحباه على جواب لم يجز العدول عنه إلا لضرورة

«Когда едины (во мнениях) Абу Ханифа и его два последователя (Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шабаний), то нельзя переходить на другое слово (противоположное, слабое), кроме как по необходимости». 

Маликитский учёный Ибн Будран (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إن المفتي المقلد لمذهب له أن يفتي عند الحاجة بقول مرجوح في مذهبه

«Поистине, муфтий (учёный, выносящий решение), который следует мазхабу (т.е. мукаллид), имеет право вынести решение, взяв за основу слабое слово в своём мазхабе (правовая школа), если есть нужда».

Большинство учёных всех мазхабов согласны, что руководствоваться слабым словом можно в случае необходимости и целесообразности.

Ибн Мухаммад

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.