Кто уподобился какому-либо народу, тот из них

19 Март 2015 4745

Ханафитский учёный-хадисовед Мулла Али аль-Кари (ум. В 1014 г. х. /1606 г. гр. к.) в книге «Миркатуль мафатих», комментируя хадис, переданный Ахмадом и Абу Давудом: «Кто уподобился какому-либо народу, тот из них», сказал:

قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم - ( من تشبه بقوم ) : أي من شبه نفسه بالكفار مثلا في اللباس وغيره ، أو بالفساق أو الفجار أو بأهل التصوف والصلحاء الأبرار . ( فهو منهم ) : أي في الإثم والخير . قال الطيبي : هذا عام في الخلق والخلق والشعار ، ولما كان الشعار أظهر في التشبه ذكر في هذا الباب . قلت : بل الشعار هو المراد بالتشبه لا غير ، فإن الخلق الصوري لا يتصور فيه التشبه ، والخلق المعنوي لا يقال فيه التشبه ، بل هو التخلق ، هذا وقد حكى حكاية غريبة ولطيفة عجيبة ، وهي أنه لما أغرق الله - سبحانه - فرعون وآله لم يغرق مسخرته الذي كان يحاكي سيدنا موسى - عليه الصلاة والسلام - في لبسه وكلامه ومقالاته ، فيضحك فرعون وقومه من حركاته وسكناته ; فتضرع موسى إلى ربه : يا رب ! هذا كان يؤذي أكثر من بقية آل فرعون ، فقال الرب تعالى : ما أغرقناه ; فإنه كان لابسا مثل لباسك ، والحبيب لا يعذب من كان على صورة الحبيب ، فانظر من كان متشبها بأهل الحق على قصد الباطل حصل له نجاة صورية ، وربما أدت إلى النجاة المعنوية ، فكيف بمن يتشبه بأنبيائه وأوليائه على قصد التشرف والتعظيم ، وغرض المشابهة الصورية على وجه التكريم ؟ ، وقد بسط أنواع التشبه بالمعارف في ترجمة عوارف المعارف أحمد ، 

«От Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто уподобился какому-либо народу» – т.е. уподобил себя неверующим, будь то в одежде или в чем-то другом или же [уподобился] грешникам, беззаконникам или же [истинным] суфиям и праведникам, «тот из них» – как в грехе, так и в хорошем.

Сказал Тиби: «Этот хадис обобщённый, он распространяется на [уподобление] в творении, в характере (нравах) и во внешних признаках. Так как уподобление во внешних признаках наиболее явное [чем остальное из упомянутого], то поэтому оно было упомянуто в этом разделе».

Я скажу: «В хадисе подразумевается именно уподобление во внешних признаках и ничто другое, потому что невозможно представить уподобление одного творения другому в его форме, строении. А уподобление в нравственных качествах называют не уподоблением, а заимствованием нравов».

Рассказывают очень удивительную историю о том, когда Всевышний утопил фараона и его последователей, Он не утопил шута, который ходил, издевательски подражая нашему господину, пророку Мусе, мир ему, в его одежде, в речи и в словах, вызывая смех у фараона и его народа. Пророк Муса, мир ему, сказал Всевышнему: «О Господь! Этот (шут) вредил мне больше, чем народ фараона». На что Всевышний ответил: «Мы не утопили его, потому что он облачался в то, во что облачался ты. И любящий не наносит обиду похожему на того, кого он любит».

Обрати внимание на то, что тот, кто уподобился праведнику, получил формальное спасение (спасение в этом мире), даже если у него была ложная цель. Но иногда это может привести его к истинному спасению (жизни вечной). А что же можно подумать о том, кто уподобляется пророкам, праведникам, почитая их и возвеличивая?

Из книги Али аль-Кари: «Миркатуль мафатих шарху Мишкатиль масабих».

Муса Багилов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.