Я совершил ужасный грех…

21 Июль 2015 8287

Мольба о прощении грехов – истигфар. Истигфар – это большая милость, которую Аллах дал человечеству, особенно умме Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Нашей умме Аллах дал возможность, не перенося наказание, просить прощения, и Всевышний готов принять покаяние просящего. Во времена прежних пророков, было недостаточно просить прощения, делать тавбу (покаяться), человек обязательно должен был получить наказание.

Например, народ пророка Мусы (аляйхи-с-салям): если даже Аллах принимал их покаяние, они всё равно должны были переносить наказание. Условием того, чтоб Аллах принял покаяние, было наказание. Только после этого принималось покаяние. Когда они в отсутствии Мусы (аляйхи-с-салям) поклонялись тельцу, Муса (аляйхи-с-салям) просил прощения за них, и Аллах сказал: пусть эти люди казнят друг друга. На равнину вышло около 70 000 человек, и они начали убивать друг друга. Тогда Аллах принял их тавбу. И когда Муса (аляйхи-с-салям) увидев это, сказал: «О мой Господь, пожалей их!», Аллах наслал туман, и тем самым облегчил им исполнение наказания. Так как они больше не видели лиц друг друга, ведь тяжело поднять руку на отца или брата, поэтому Аллах наслал туман.

Когда человек приступает к поклонению, истигфар играет роль очистителя для человека. Истигфар лишает его всех недостатков.

У наших грехов тоже есть… запах, цвет, вкус и всё остальное… Но на этом свете мы этого не чувствуем, а если бы чувствовали, то давно потеряли бы надежду на прощение Всевышнего. Поэтому, независимо от того, сколько грехов мы совершаем – Аллах не даёт нам это видеть, чтобы мы не теряли надежду на прощение. Но мы должны понимать происходящее – и делать тавбу. В хадисе говорится, что когда человек произносит одно ложное слово, ангел отдаляется от него на расстояние около 3 км. Так мы понимаем, что у грехов есть цвет, запах, вкус, через которые ангелы узнают наши хорошие и плохие деяния, и они с этими плохими деяниями не поднимаются на небеса. Поэтому человек делает тавбу. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что намаз сам по себе похож на купание человека пять раз в день. К этому богослужению человек, как известно, тоже приступает через очищение. Когда человек просит прощение, этим обращением он даёт знать, кто он сам и кто Тот, к Кому он обращается.

Есть ли отличие между словами истигфар и тавбу?

Истигфар и тавбу отличаются друг от друга. Хотя цель у них одна, но их формы всё-таки отличаются. Тавбу должно быть раньше, чем истигфар. Истигфар – это когда человек просит прощение. Бывает так, что человек сделал что-то плохое, сожалел об этом, он никогда больше в это дело не вернётся, но он может не просить прощения. Тавбу – это возвращение мусульманина к образу жизни мусульман. А после тавбу, когда он понял, признался – это есть истигфар. Бывает, что человек живёт и не думает: кто он, чем он отличается от животных, куда он направляется, не думает о завтрашнем дне. И бывает так, что когда человек ещё в расцвете сил, Аллах ниспосылает на него беды и в таком виде он не перестаёт думать, говоря: кто я, для чего я? Он думает: вот я попал в беду, а где мои друзья? Бывает, что Всевышний направляет на человека испытание, которое толкает его на правильный путь. Он понимает, что у него есть Господь и что перед Ним у него есть обязанности. Он поймёт, что зря тратил время, ему будет стыдно… – и вот этот стыд толкнёт его к покаянию! После того, как он исправился, отошёл от плохого, это недостаточно – ему надо поговорить с Господом о том, что он осознаёт всё, ему надо просить, чтоб Он принял его. Вот это и есть истигфар. От истигфара – много пользы. Сам Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в день 70 раз делал истигфар! Истигфар влияет на всю жизнь человека. В хадисе сказано: «Ото всех болезней есть лекарство, а лекарство от грехов – истигфар».

Как на нас влияет грех и чего нас лишает?

Грех очень сильно влияет на всё. Совершил грех, в ад попал – и всё? Нет! Он влияет на богослужение. Большие алимы говорят, если ты когда-нибудь не смог встать на тахаджуд-намаз (желательная молитва, совершаемая после ночной молитвы и хотя бы недолгого сна после совершения ночной молитвы) – знай, что это результат безблагодатности от того греха, который ты совершил вчера. След этого греха отразился на твоём богослужении. Он влияет на отношения с людьми, в семье, влияет даже… на цвет лица. По лицу можно бывает узнать человека, который не боится Аллаха, и – который боится и стесняется Его. На растение, даже на погоду это влияет. В каком-то месте, когда там живёт хороший человек – вокруг него бывает всё так приятно… Например, это Мекка и Медина. Там даже чёрной земли нет, в год только один-два раза дождь идёт, но посмотрите: какие там растения, какие плоды, чего только там нет!

А посмотрите, что у нас: есть реки, моря, дожди бывают, но… даже в сёлах, где веками пили горную воду, родники… высыхают. Даже в горах проблемы с водой! Это не просто так: если не научимся делать тавбу за наши грехи, это будет продолжаться. Хвала Аллаху, что мы родились в Дагестане! Но, тем не менее, когда человек совершает грех скрытно, сам человек будет перед Аллахом отвечать, а когда будут совершать грехи в массовом порядке – то даже хороших людей Он будет наказывать за это… Вот что беспокоит нас!

Аллах даёт человеку благо, а он этим благом… воюет против Аллаха. Аллах дал деньги, он за них берёт харам, Аллах даёт здоровье, а он совершает насилие и притесняет других. Даже, когда человек не знает, совершил он грех или нет, тогда ему всё равно нужно говорить: «О Аллах, за то, что я совершил нехорошее и за то, чего я не знаю или не догадался, прости меня!» Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Человек, который хоть два раза в день не сделал истигфар – по отношению к себе несправедлив». Когда человек делает тавбу, какой бы большой грех ни был – Аллах из него сделает маленький грех. В хадисе сказано: «Не бывает маленького греха, когда человек постоянствует; не бывает большого греха, когда человек просит прощение».

Ещё момент, который скрывается в истигфаре. Например, у вас тяжёлая семейная обстановка (в материальном плане или в чём-то другом) – и всё это тоже налаживает истигфар. Потому что один из больших алимов сказал: «Я узнаю своё ослушание по отношению к Аллаху, смотря на ослушание моей жены по отношению ко мне. Насколько я груб по отношению к Аллаху – настолько и она груба по отношению ко мне». Иначе говоря, когда человек боится Аллаха – Аллах заставляет весь мир бояться его, а когда человек любит Аллаха – Аллах заставляет весь мир любить его!

В коммунистические времена был такой случай, когда нашего устаза Меселасул Мухаммада-афанди из Хучада вызвали на собрание и хотели поругать, объявить выговор. И вот буквально до входа устаза в это собрание все толкали разные речи, но как только он входил, все с таким уважением вставали и ждали… пока он сядет. И тогда один из них сказал, что «это непростой человек». Аллах заставил их бояться его, и любить его!

Ибн Аббас говорит, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Человеку, который постоянствует в совершении истигфара, Аллах делает выход из любого трудного положения и расширяет его удел». Так и бывает. Один из больших людей зашёл в мечеть, и однажды имам повернулся к нему и спросил: «Ты в мечеть идёшь и обратно, кто хоть тебя кормит?» Он сказал: «Астагфируллах! До сих пор я совершал намаз за тем имамом, который не знает, кто меня кормит.

Вся это смута, дело наших рук. Подумайте: до того, как Кабиль убил своего брата Хабила, на земле не было ни одного сорняка, ни одной колючки, не было таких деревьев, которые не давали бы съедобных плодов. А после этого появились колючки, деревья перестали давать плоды. Один человек пришёл к Хасану и говорит: «У нас засуха, что делать?» Хасан говорит: «Тавбу делай». Другой – жалуется на материальное положение. Он говорит: «Делай истигфар!» Один говорит, что у него дети не рождаются, а он вновь говорит: «Делай истигфар!» Кто бы ни пришёл, он говорил: «Истигфар делай!» Тогда один человек говорит: «Кто бы ни пришёл к тебе с разными проблемами, ты всем говоришь одно и то же – истигфар делай!» Тогда он прочитал аят: «Истигфар делайте: тогда Аллах вам и дождь ниспошлёт, и имущество, и детей даст, и такие сады, чтоб внутри них реки текли». И тогда он понял, что это такое. Человек, который не делает истигфар… – у него искреннее богослужение не может получаться! Потому что у него нет такого отношения к Господу, как у раба к своему хозяину. Он… с одолжением делает ибадат.

Виды истигфара.

В первую очередь истигфар – это дело души. И только после этого – выражение того, что в сердце, говорит язык. Продолжать грешить и при этом говорить: «Астагфируллах!» – не будет истигфаром. Рабиат аль-Адавия говорила: «Наш истигфар тоже нуждается в истигфаре. Надо сказать: «Прости, Аллах за то, что я так неискренно сказал – Астагфируллах!»

Но есть такие грехи, о которых недостаточно сказать «Астагфируллах!» То, что происходит между рабом и Аллахом – для этого тавбу достаточно. А то, что происходит между людьми – там надо и сожалеть, и тавбу делать, и просить прощения у этого человека.

«Астагфируллаха азима ллязи ля иляха илля хуваль хяййаль кайюма ваатубу иляйхи» – это есть самый лучший истигфар, который даёт устаз мюридам Шазилийского тариката. Есть «саййидуль истигфар» и говорится, что, читая этот истигфар, человек получает прощение даже за тот грех, который получил, убегая с поля боя, со священной войны. Это же большой грех – и Аллах его прощает через этот истигфар: «Аллагьумма анта Рабби ля иляха илля анта халактани ваана абдука ваана аля ахдика ваваъдика мастатаъту аузу бика мин шарри ма санаъта ва абуу ляка мин ниъмати алаййа ва абуу мин занби фагфирли зунуби фаиннаху ля ягфиру ззунуба илля анта».

Человек, который утром это сказал и до вечера умер – из обитателей Рая, и человек, который ночью сказал так и до утра умер – тоже из обитателей Рая.

Раскаяться никогда не поздно, и нет предела милости Всевышнего.

Да сделает Аллах нас из числа тех, кто искренно делает тавбу! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.