Вопрос: Могут ли приближенные к Аллаху люди знать что-либо из тайного?
Ответ: Да, есть то внушение – ильхам, которое приходит к обычным рабам Аллаха, не являющимся Пророками и Посланниками. Если внушение в сердце или определенный знак соответствует шариату, то это истина, исходящая от Аллаха, а если нет, то это от сатаны, и нужно остерегаться такого наваждения.
Насчет праведного внушения от Аллаха Своим праведными рабам в Коране сказано:
وَعَلَّمْنَاهُ مِنْ لَدُنَّا عِلْماً
«И мы обучили его (Хизри) знаниям, которые у Нас (у Аллаха)» (сура «аль-Кахф»). Потому как часть ученых говорит, что Хизри не пророк, а праведник, то этот аят является доводом в пользу того, что внушение получают и праведники.
В другом аяте сказано:
وَاتَّقُواْ اللّهَ وَيُعَلِّمُكُمُ اللّهُ
Смысл: «и бойтесь Аллаха, и Аллах обучит вас (знаниям)» («аль-Бакара», 282). Если человек будет бояться, то Аллах даст ему знания.
В сунне Пророка (мир ему и благословение) сказано:
قد كان في الأمم محدثون ، فإن يكن في أمتي أحد فعمر
«Были в тех общинах люди, которым внушалось (от Аллаха), а если в моей общине будут они, то Умар один из них» (в книге «Сахих» имам Муслима).
Действительно, в последующем чудеса внушения от Аллаха случались с Умаром, Абу Бакром, Усманом и другими сподвижниками и праведниками, с такими учеными, как аль-Газалий, ан-Нававий, такими шейхами, как Абдуль-Кадыр аль-Джиляний, Хасан Хильмий, Махмуд Афанди.
Факт в том, что не нужно быть пророком, чтобы получать внушения от Аллаха, соответственно, если один человек скажет про другого: «Аллах внушил одному человеку именно так сказать», или скажет: «Такой-то раб Аллаха знает сокровенное, которое внушил ему Аллах», – это будет правдой, ведь все происходит по воле Аллаха, и если Аллах не пожелал бы, тот человек ничего не смог бы сказать и узнать.
Если Аллах пожелает, то человек ничего не будет знать и видеть.
Если пришла благая, полезная для мусульман мысль, то это от Аллаха, а если же мерзкая, бессмысленная, греховная, то эта мысль внушена сатаной.
Следовательно, определенный мусульманин, который жил праведной жизнью и является благочестивым, может знать сокровенное. Однако все знания от Аллаха Всевышнего, и Аллах открывает их кому Сам пожелает.
Ибн Ахмад