Коран о достоинстве знаний

Потребность людей в истинных  знаниях, основанных на Коране  и Сунне, сильнее,  чем  потребность в еде и питье. Поэтому во все времена  люди стремились к знаниям, и  ведь не случайно первый аят  Священного Корана побуждает  нас к приобретению знаний: [Смысл]: «Читай во имя Господа твоего!».

Истинная религия - это путь, указанный Всевышним Алахом, путь, ведущий человека к счастью в обоих мирах.  А знания – это душа религии. Подобно тому, как тело разлагается без души, религия без знаний не может существовать.  В хадисе говорится: «Знания - это душа Ислама и опора религии» (Абу Шайх). 

Знание – это особенность человека, отличающая его от остальных творений Аллаха. Правильное использование знаний является спасением для него в этой жизни и в жизни вечной.  Невежество – это большое несчастье и беда  для человека. Нет большей  нищеты, чем невежество в религии. Знания  выводят человека из  тьмы невежества. Ведь только знающий человек может отличить  истину от заблуждения, верный путь - от неверного. Знание -  великое благо, если  его использовать с пользой. Поэтому оно и является таким ценным.

Как же приобрести  эти благостные знания? Приобретение истинных знаний – это тернистый путь, на котором встречается много трудностей. Не каждый, кто вступает на этот путь, достигает успеха. Для получения знаний необходимы определенные условия и методы, следуя которым  можно достичь высоких ступеней в науках и получить  обширные знания  за  сравнительно короткий срок. Следование таким методам облегчает этот путь, и  позволит избежать многих неприятностей.

В этой книге имеются много полезных и необходимых  советов для тех, кто желает приобрести знания и получать от них пользу.  И мы надеемся, что она станет  практическим руководством  для ищущих  знания. 

В прошлом, несмотря на отсутствие технической базы, возможностей и условий для учебы, люди получали блестящие  знания и  становились светилами наук. В наше время очень мало людей  получают  истинные религиозные знания на должном уровне.  Причина кроется в  отсутствии желания следовать правилам и этическим нормам в их приобретении.  Мы  не отличаемся  от людей той эпохи. Наоборот, возможности современного человека шире, а средств и методов  приобретения знаний намного больше. Основная причина нашего невежества кроется в нас самих.

В настоящее время достаточно много учебных заведений,  в том числе и религиозных, и многие стремятся к знаниям, но из-за несовершенства методики приобретения знаний ищущие знания не достигают нужной цели  и лишены  их плодов.

Во всех божественных писаниях Всевышний  призывал людей к знаниям, ибо Он сделал их основой для истинного счастья и полноценной жизни. Все пророки были самыми сведущими людьми и учителями для своего народа. Знания стали причиной возвышения человека над ангелами. Всевышний повелел ангелам поклоняться Адаму (мир ему) из-за того, что он знал больше, чем они. Адаму (мир ему) были дарованы знания и в вопросах, не имеющих прямого отношения к поклонению. Не зря в божественных писаниях Всевышний призывает людей к знаниям, и этот призыв является для человека доказательством необходимости приобретения знаний во всех областях. Знание – от Аллаха, оно – один из Его атрибутов.

Много аятов Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение) посвящены достоинству знаний, немало об этом написано и учеными. Чтобы изложить все это, потребовалось бы написать много книг.  Мы ограничимся описанием некоторых из них и начнем это с изложения аятов Корана, в которых речь идет о знаниях.

В Коране Аллах  говорит:

[Смысл]: «Аллах извещает и разъясняет, что нет никого [ничего], кто достоин поклонения, кроме Него, и ангелы, просвещенные об этом, покорно соглашаются, и обладатели знаний, осведомленные о решениях Аллаха, также соглашаются покорно, будучи стойкими в этом».

В этом аяте Всевышний Аллах начал с Себя, ангелов поставил вторыми, а третьими в этом ряду установил ученых, обладающих знаниями, и этого достаточно для доказательства достоинства и почитания знаний. Всевышний Аллах говорит в Коране:

[Смысл]: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому даровано знание, на разные степени».

Ибн 'Аббас (Абдаллах ибн ‘Аббас, или Ибн ‘Аббас  (619 – 686 г. по хр. л.) – двоюродный брат Пророка Мухаммада, передал многие из его хадисов, известен как толкователь Корана и вопросов права (фикх).) сказал: «Ученым Аллах дает уровень на семьсот степеней выше уровня уверовавших, а расстояние между двумя степенями - пятьсот лет пешего пути». Подтверждением этому является и положение  пророка Адама (мир ему) по отношению к ангелам, а так же возвышение степени пророков по сравнению с другими людьми. Пророки наделены Всевышним особыми сокровенными знаниями, что и возвышает их над всеми остальными.  

Аллах говорит:

[Смысл]: «Сказал тот, у которого было сокровенное знание из Писания [1]:  "Я доставлю его [то есть трон] [2] тебе», указывая, что он в силах доставить трон в мгновение ока силой знаний.

Этот аят Корана прямо указывает на пользу и силу знаний, и что они могут служить человеку в благих целях. 

Аллах  еще говорит:

[Смысл]: «И сказали те, кому даровано было знание: «Горе вам! Награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и творил благое».

В этом аяте разъяснено, что почетная степень того света (аль-ахира) постигается знаниями.

Всевышний  говорит:

 

[Смысл]:  «Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладатели знаний».

Из этого аята становится ясно, что не каждый понимает смысл того, о чем говорится в божественных писаниях и люди нуждаются в разъяснении их смысла людьми, имеющими знания об этом. Становится очевидной значимость обладателей знаний перед Аллахом, ибо они наставляют людей на путь истины. А наставить одного человека на правильный путь лучше всех  благ обоих миров, как сказано об этом в хадисе.

В Коране сказано:

[Смысл:] «О сыны Адама! Мы одарили вас знанием, покрывающим ваше невежество, якином [3] , и чувством хайа [4]». 

Из этого аята мы выдим, как и для чего Аллах одарил людей знаниями.  Аллах дал человеку много благ, но здесь Он указывает именно на знания, ибо они есть благо особенное, высшее и самое полезное для человека.

Аллах  говорит:

[Смысл]: «Воистину, Я ниспослал им Коран, который разъяснил им, поясняя, что такое халал [разрешенное], харам [запрещенное] и другое, со знанием всего этого».

Из этого аята нам становится ясно, что  величие всех  священных писаний, и особенно  Корана, кроется в том, что они источники знаний.

Всевышний Аллах  говорит:

[Смысл]: «Воистину, Я расскажу им об их деяниях, со знанием этого».

Всевышний  Аллах говорит:

[Смысл]: «Этот Коран - ясные знамения, хранимые обладателями знаний в своих сердцах».

В Коране еще сказано:

[Смысл]: «[Аллах] сотворил человека, научил его говорить, изъясняя науку».

То есть Аллах дал человеку такую способность и этим возвысил его над остальными творениями. Об этом упоминается везде, где говорится о благах Аллаха, данных человеку, ибо знание - самое ценное из благ, дарованных Им.

Знание безгранично, ибо в Коране говорится:

[Смысл]: «Даровано вам знание только немного».

Несмотря на то, что человек обладает большими знаниями, эти знания по отношению к абсолютным знаниям, которыми обладает наш Создатель, ничтожны, и чем больше у человека знаний, тем больше он понимает эту истину.

Аллах  говорит в Коране:

[Смысл]: «…и говори: «Господь мой, прибавь мне знания!». Человек постоянно обязан приумножить свои знания старанием в учебе и своими мольбами о помощи к Аллаху.

В Коране сказано:

 [Смысл]: « Ведь выше всякого обладателя знания есть более знающий». Человек не имеет права возгордиться своими знаниями, ибо, согласно аятам Корана, всегда найдется тот, кто знает больше.

Как известно, богобоязненность - одно из самых похвальных качеств, а им обладают знающие. Ведь  в  Коране  об этом сказано:

[Смысл]: «Поистине! Боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие». Не имея знания о величии Аллаха и о своей ничтожности по отношению к Нему, человек не может быть истинно богобоязненным.

Всевышний в Коране говорит:

[Смысл]: «Стремитесь к знаниям, спрашивая у знающих, если вы не знаете!»

Это повеление Господа нам о необходимости приобретения истинных знаний, обучаясь у знающих людей.

Всевышний говорит:

[Смысл]: «И вот взял Аллах с тех, кому даровано Писание, завет: «Вы будете разъяснять его людям, и не будете скрывать».

Аллах вменяет в обязанность знающим обучать других. Передача знаний другим является заодно и развитием самого себя, ибо чем больше человек дает знания другим, тем его знания от этого  увеличиваются. Аллах запрещает ученым скрывать свои знания от простых людей. Но надо иметь ввиду, что человек не все свои знания имеет право передавать другим. При передаче знаний необходимо учесть,  принесут ли  эти знания пользу обучающему, правильно ли их он понимает. 

Омаров М. А.

Каримов М. О.

[1] Имеется в виду визирь пророка Сулеймана Асиф бин Бархия, который обладал сокровенными знаниями.

[2] Трон Билкис, царицы Сабы, упоминаемой в Коране.

[3]Якин – ясное знание, получаемое из увиденного воочию, а не посредством свойств и умозаключений; истинное (достоверное) знание, приобретаемое посредством ясного внутреннего видения, то есть видения сердца.

[4] Хайа – степень в познании Аллаха, которая следует за степенью якин.