Кто обязан совершить джума-намаз

6 Ноябрь 2015 92

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк (мир ему и благословение), сказал, что намаз – это опора религии. А джума-намаз является одним из важнейших намазов, которые вменены мусульманину в обязанность. Важно не столько совершение намаза, сколько собрание мусульман в один установленный день недели. Поэтому мы решили более подробно рассказать обо всех вопросах касательно этого намаза.

Совершение пятничного джума-намаза – это обязанность каждого совершеннолетнего, свободного, умственно полноценного мужчины, который не находится в пути, не страдает недугом и не имеет иных причин, позволяющих ему оставить обычный джамаат намаз в мечети.

Следовательно, джума-намаз не возлагается на ребенка, не достигшего зрелости, и на человека потерявшего сознание или разум, за исключением случая, когда человек теряет разум по причине своевольного, умышленного опьянения. Джума-намаз также не возложен на невольника, женщину и на путника. Если человек страдает какой-либо болезнью, например, у него высокая температура, то на него тоже не возлагается джума-намаз. Если человек ослаб по причине старости или по другой уважительной причине, он тоже не обязан совершать джума-намаз.

Все перечисленные люди, на которых не возлагается джума-намаз, имеют право его совершить, и он зачитывается им как действительный, то есть он заменяет им обеденный намаз. Если больной человек окажется в мечети в период совершения джума-намаза, то он обязан остаться в мечети, чтобы совершить этот намаз, но только если он не опасается того, что болезнь усугубится. Если частично или полностью парализованный человек или старик, неспособный самостоятельно добираться до мечети, имеет возможность приехать в мечеть на транспорте или каким-либо иным образом, то он тоже обязан посетить джума-намаз если его не затруднит посадка на транспорт.

Если население того или иного населенного пункта не достигает сорока человек с соответствующими условиями, то на них джума-намаз не возлагается, при условии, что они не слышат азан из близлежащего населенного пункта. Азан должен быть слышен при спокойной погоде, в спокойное время суток.

Тот, кто обязан совершать джума-намаз, не имеет права выходить в путь после наступления времени утреннего намаза, если только он не предполагает, что у него будет возможность совершить джума-намаз в пути. Но если человек опасается отстать в пути от товарищей, или, например, пропустить свой поезд или рейс самолета, то ему разрешается пропустить джума-намаз, особенно если рейс или поезд не отправляется в путь в другие дни, кроме пятницы.

Тем, на кого по какой-либо уважительной причине не возлагается джума-намаз, желательно совершать этот обеденный намаз в джамаате. Если же причина, по которой они освобождаются от джума-намаза, неизвестна людям, то им желательно совершать этот обеденный намаз скрытно, дабы не вызывать лишние вопросы и сомнения. Если же их причина известна людям, например, пребывание в больнице, то для них нет необходимости совершать этот намаз скрытно.

Тому, кто надеется, что его уважительная причина пройдет до того, как закончится джума-намаз (например, больному, который надеется излечиться), желательно отложить совершение обеденного намаза до тех пор, пока имам джума-намаза не встанет со второго поясного поклона. Если же надежды на исцеление до этого времени нет, то ему желательно совершать обеденный намаз вовремя. Это касается и обеденного намаза женщин, то есть и женщинам желательно совершить этот обеденный намаз в свое время, не дожидаясь окончания джума-намаза.

Продолжение следует…

Ахмад Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.