Наука, которая укажет путь к истине

11 Ноябрь 2015
4998

О науке «калям»

Имам Ибн Хальдун сказал в книге «Мукаддима» о науке калям: «Это наука, включающая в себя защиту постулатов верования при помощи доводов разума и опровержение нововведенцев, отклонившихся в убеждениях от пути праведных предшественников (саляф ас-салих) и Ахлю-Сунны».

Имам ‘Адудуддин аль-Ииджи сказал в книге «Аль-Мавакиф» о науке калям: «Калям – наука, при помощи которой подтверждаются религиозные убеждения с приведением доводов и опровержением сомнений».

 

Положение науки «калям» в Шариате

Шейх уль-Ислам, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави сказал в своей книге «аль-Маджму шарх аль-мухаззаб» (4/519): «И из новшеств, обязательной категории – обучение аргументации науки калям для опровержения еретика или же атеиста. Это является коллективной обязанностью (фарду-ль-кифая)».

Шафиитский ученый, имам аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в своем шархе на «Минхадж» имама ан-Навави, цитируя Шейхуль Ислама Такъиюддин ас-Субки: «Сказал ас-Субки: "Если под наукой калям понимать знания об Аллахе и Его атрибутах и то, что недопустимо в отношении Него, а  чтобы опровергать приверженцев нововведений и различать правильные убеждения от ложных, то это из глубоко почитаемых наук Шариата, и знающий ее - наипочтенный из ученых. Поистине, посчитали эту науку в книге «Сияр»  из числа коллективных обязанностей (фарз аль-кифая). А если же под ней иметь в виду погружение в сомнительное по пути философии, с напрасной тратой времени и усердия в ней так, чтобы стать нововведенцем и призывающим к заблуждению, то это более достойно, чтобы называться невежеством (чем наукой калям). Что касается разговоров относительно божественности по пути философов, то это не из основ религии. Напротив, наибольшая часть ее – это заблуждение и философия, да защитит нас Аллах Своей милостью и щедростью от этого, Амин"».

Далее Хатыб Аш-Ширбини пишет: «И эта часть каляма является тем, что порицал имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, и в отношении которой он сказал: "Для раба лучше встретить Господа со всеми грехами, кроме многобожия, чем встретить Его с наукой калям"».

 

О критике науки «калям»

Шейх Саид Фуда в книге «Тахзииб шархи ссанусия» (стр. 25) относительно тех текстов, переданных от праведных предшественников, в которых содержится критика каляма , пишет: «Тексты, которые приводят некоторые люди для поношения тех, кто плотно занимался наукой калям, и которые относят к изречениям праведных предшественников (саляф ас-салих), могут быть растолкованы следующим образом: либо эти салафы абсолютно запрещали занятие «калямом», не делая разницы между истинным «калямом» и «калямом» ложным, и тогда такое запрещение не может быть принято от них, ибо обязательность изучения этой науки подтверждена ясными доводами из Шариата. (И мы уверены), что этими изречениями, (которые передают от них), они, да будет милостив к ним Аллах, не имели в виду этот смысл. Либо запрещение носит относительный характер и касается лишь тех, кто отклонился от прямого пути Ахлю-Сунны и вносит нововведения в Ислам.

И в этом случае запрещение заниматься ложным «калямом» (который может стать причиной заблуждений) абсолютно верно. Ибо обязательно для человека всячески удаляться от ложных путей (приводящих к отклонению). Поэтому именно в этом смысле имамы Ахлю-Сунны толковали подобные изречения предшественников (саляф), предостерегающие от занятия «калямом». И те ситуации, в которых были высказаны эти слова (запрета и предостережения), только подтверждают правильность такого толкования.

Исходя из этого, говорить, что запрещение носит абсолютный характер и относится ко всякому занимающемуся «калямом», будь он из придерживающихся Истины (ахлю аль-хакк) или из придерживающихся ложного, есть явное заблуждение; и обращать свое внимание на такие слова может лишь человек, у которого запечатано сердце.

Знай, что уподобляющие Аллаха сотворенному (муджассима) притязающие (особенно в наше время) на то, чтобы относиться к праведным предшественникам (саляф ас-салих) – однако салафу ас-салих не причастны к тому, что они творят, – проявляют особенную крайность в своем запрещении каляма. (И не секрет), что главная причина, толкающая их к всему,  – это то, что предающийся изучению науки калям постигает ее основы, на которые опирается она, удостоверяя истинность того, что есть в ней истинного.

Потом через знание каляма этому человеку открывается  во всей своей полноте ложность данного пути, являющегося одним из самых ложных течений. Мы имеем в виду сейчас мазхаб муджассима, адепты которого утверждают в отношении Аллаха такие категории сотворенного как: границы, нахождение в стороне, местонахождение в пространстве, движение, наличие сотворенного в Сущности Его и другие подобные вещи, которые противоречат абсолютному неподобию  Аллаха Всевышнего.

После всего сказанного ты понимаешь, что запрещение со стороны муджассима этого великого знания (коим является наука калям) есть ни что иное, как защита своего мазхаба от того, чтобы не открылись перед людьми все изъяны и недостатки его».

Также в своей книге «Тафкир фи замани ат-такфир» шейх Саид Фуда сказал: «Если наука калям успешно дала отпор нападкам философов, как дряхлым, так и самым сильным из них, при упоминании которых  современных оппонентов даже не вспомнят, то и в наше время – да и во все времена – она в силе, при правильном использовании и прекрасном понимании его учеными, дать отпор остальным нападкам исходящих от секуляристов, коммунистов и остальных пропагандистов, противоречащих религии в основах и ответвлениях».

Последний Шейхуль Ислам Османского халифата – шейх Мустафа Сабри сказал в своей книге «Мавкыфатуль ‘Акль»: «Так где же все те, кто стали еретиками в наше время из-за углубления в науку калям, согласно распространенным словам: «Кто занялся калямом, тот стал еретиком»? В то время как современных еретиков следует искать среди тех, кто не знает науки калям и отвернулись от нее, как будто от врага, из-за незнания его».

Великий ученый, имам, устаз Абуль-Касим Абдуль-Карим аль-Кушайри сказал относительно науки калям: «А если они скажут: занятие наукой калям – ересь и отклонение от пути предшественников (салаф). Будет сказано: этот вопрос не зациклен на ашаритах, при этом, исключая других из ученых, занимающихся «калямом», из людей киблы. Склонность к такому разговору – признак хашавитов (уподобляющих Аллаха творению), у которых нет знаний. И как можно думать о предшественниках Уммы, что они не вставали на путь размышления и что они отличаются лишь слепым следованием, упаси Аллах, чтобы это было их описанием.

Поистине, были предшественники из сподвижников самостоятельны в том, что они познали из истины и услышали из атрибутов Бога от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И к этому они приходили обдуманно через доказательства, установленные в Коране и в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в вопросах Единобожия. И также табиины и их последователи из-за близости их эпохи к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Когда же появились люди страстей и размножились еретики из хавариджей, джахмитов, мутазалитов, кадаритов и внесли сомнения, то имамы Сунны посчитали необходимым противодействовать им и завещать мусульманам разъяснение их сущности. А когда они побоялись, что сердца могут быть опьянены их сомнениями, они опровергли их учения и уничтожили их сомнения, и ответили на их вопросы, и охраняли религию Аллаха объяснением доводов. А так как Аллах Всевышний сказал: "И веди дискуссии с ними наилучшим образом", они взяли, его воспитание, как эталон поведения. И не сказали они в вопросах Единобожия кроме того, что напомнил им Аллах, Свят Он и Велик, в Ясных ниспосланиях.

И удивителен тот, кто говорит: «Нет в Коране науки калям». Вместе с тем как аяты о положениях Шариата мы находим ограниченными, а аяты, напоминающие о науке «Основы религии», находим достаточными. А, в общем, не станет отрицать науку калям, кроме как два типа людей:

1. Невежда, склонившийся к слепому следованию. Ему сложно встать на путь людей, приобретающих знания, и он лишен пути людей размышления, а люди – враги того, что не знают. И когда он ушел от углубления в выявлении истины об этой науке, начинает запрещать ее, вводя в заблуждение при этом и других, как и сам заблудился.

2. Или же человек, который убежден в лживых течениях и таит в себе скрытую ересь, укрывая от людей слепоту своей школы, и ослепляя их от ужасности своего вероубеждения. И он знает, что обладатели знания из людей размышления, они те самые, которые срывают завесу их ереси, и выявляют для людей мерзость их высказываний. А фальшивомонетчик не любит того, кто разбирается в деньгах, и Способных понять, что у него в руках фальшивые деньги, таких как менялы – обладателей различения и проницательности. И ведь сказал Аллах Всевышний: "Разве равны те, кто знают и те, кто не знают"».

Абдул-Карим аль-Джабали

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.