Как получить два вознаграждения за одно чтение

25 Ноябрь 2015

Все мы знаем о вознаграждении, которое может получить  человек, совершивший намаз, если он еще прочтет после него и  Азкары. Также мы знаем о некоторых случаях, когда одно поклонение можно совмещать с другим или включить в другое поклонение, например, совмещать вечерний намаз с ночным или включить в любой намаз, суннат-намаз приветствия мечети (намаз-тахийят).

А допускается ли включить в Азкары, читаемые  перед сном, - азкары ночного намаза?

Великого ученого Ибн Хаджар Аль-Хайтами спросили:

- Если человек пропустил азкары ночного намаза и прочитал их перед сном, отпадает ли от него требование обоих суннатов, то есть, получает ли он вознаграждение за оба сунната?

На это он ответил:

- Если с момента окончания ночного намаза до времени, когда он будет ложиться спать,   прошло так много времени, что эти азкары обычно не относят к ночному намазу, то получается, что он пропустил азкары ночного намаза. Ибо общеизвестно, что азкары, читаемые после намаза, считаются как сунна, если между ними и намазом не получается большого промежутка времени. А промежуток считается большим или малым, согласно урфу – обычаю.

-  если этот промежуток будет небольшим, и он сделал намерение на чтение обоих азкаров, можно сказать, что он выполнил обе Сунны. Потому что целью азкаров сна является, чтоб перед сном поминали Аллаха. Следовательно, если он прочитает их с намерением на обе сунны, достаточно и одного чтения;

- если он прочитает оба эти азкара  с намерением только на один из них, то есть с намерением только  на азкары ночного намаза или только на азкары сна, в таком случае он получает только то, на что намеревался. А другая сунна у него, соответственно, не получается, хотя требование на обе сунны с него снимается, подобно тому как снимается требование на намаз приветствия в мечети (тахийят-намаз), если при входе  в мечеть он совершил любой намаз.

Эти два случая объединяет то, что целью совершения намаза при входе в мечеть является  проявление уважения к дому Аллаха, и эта цель достигается совершением любого намаза, даже  без намерения на тахийят-намаз. А получение вознаграждения обусловливается наличием намерения на тахияят-намаз, ибо есть хадис:

 «Воистину, каждое деяние зависит от намерения, и за каждое человек получит то, на что он намеревался». (Хадис передают Бухари и Муслим.)

Также главной  целью в нашем случае является то, чтобы человек ложился спать, поминая Аллаха, а также завершил свой ночной намаз поминанием Аллаха, и решение этого вопроса в нашем случае тоже  будет  аналогичным. Следовательно, если он прочтет эти азкары, намереваясь на азкары намаза и сна, он получает вознаграждение за оба азкара, а в противном случае он получает только то, на что он намеревался, и снимается  только требование на чтение другого.

Такое же решение будет и по отношению к случаю, если со времени завершения ночного намаза прошел большой промежуток времени. Следовательно, если он сделает намерение на возмещение азкаров ночного намаза при чтении азкаров сна, он получает вознаграждение за оба азкара. А в противном случае получает  только то, на который намеревался делать.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мы имеем возможность получить вознаграждение за оба деяния, читая эти азкары только один раз. Но не стоить забывать, что является более предпочтительным чтение обоих азкаров по отдельности, и за это вознаграждение будет больше.

Нурмухаммад Изудинов