Долг платежом красен

5 Декабрь 2015 799

Опасность невозвращения долгов

Брать в долг ныне стало распространенным, благо – разного рода банковские услуги, услуги крупных торговых центров облегчают кредитование, однако это чрезвычайно опасное дело. Тем более, если сделки заключаются на принципах ростовщичества (риба). Но даже если берешь взаймы дозволенным образом, следует предельно серьезно отнестись к долгу и его возврату.

Степень мученика за веру (шахида) известна большинству из нас, но даже мученическая смерть не освобождает от долга, и за невозмещенный долг даже шахид будет отвечать в День Суда.

Абдуллах, сын ’Амр ибн аль-’Аса, передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

يُغفر للشهيد كلُّ شيء إلا الدَّين رواه مسلم

«Шахиду прощается все, кроме долга» (Муслим).

От Мухаммада, сына Абдуллаха ибн Джахша, передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

والذي نفس محمدٍ بيده لو أن رجلاً قُتل في سبيل الله ثم أحيي ثم قتل، ثم أحيي ثم قتل، وعليه دينٌ، ما دخل الجنة حتى يُقضى عنه دينُه" رواه أحمد والنسائي والحاكم

«Клянусь Аллахом, если человек, за которым имеется непогашенный долг, будет убит на пути Аллаха, затем воскрешен и убит снова, затем снова воскрешен и снова убит, он не войдет в Рай пока не будет возвращен этот его долг». (Передали Имам Ахмад, Насаи и аль-Хаким.)

Совершение заупокойной молитвы (джаназа-намаз) за усопшим является коллективной обязанностью. То есть если кто-то совершит его, с остальных мусульман данной местности снимается обязанность. Если же никто не совершит, то грех будет каждому мусульманину мукалляфу (умственно полноценный, совершеннолетний и свободный мусульманин). А Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не совершал заупокойную молитву за усопшего, если он имеет непогашенные долги/пока не вернут его долги.

روى سلمة بن الأكوع رضي الله عنه: "أن النبي صلى الله عليه وسلم أُتي بجنازة ليصلي عليها فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: لا، فصلى عليه، ثم أُتي بجنازة أخرى فقال: هل عليه من دين؟ قالوا: نعم، قال: صلوا على صاحبكم، قال أبو قتادة: علي دينه يا رسول الله، فصلى عليه" رواه البخاري

Салямат ибн Аква’ (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принесли тело покойного, и он спросил: «У покойного были долги?» Когда сказали, что не было, Он совершил джаназа-намаз за него. Затем, когда принесли другого покойного, снова спросил: «У покойного были долги?» Люди ответили: «Да». Пророк сказал: «Сами совершите намаз за него». Тогда Абу Каттада сказал: «Я беру на себя его долги  о, Посланник Аллаха»,  тогда Пророк (мир ему и благословение) совершил за ним джаназа-намаз. (Бухари)

Если кто-либо берет в долг и намеревается вернуть в положенный срок, то Всевышний Аллах непременно помогает ему.

От Маймунат (да будет доволен ею Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ما من أحد يدان دينا فعلم الله أنه يريد قضاءه إلا أداه الله عنه في الدنيا

«Если какой-либо человек возьмёт в долг, и Аллах знает [1], что он желает его вернуть, то Аллах непременно вернет этот долг за него», то есть облегчает ему возмещение долга, давая ему дозволенный удел, облегчая ему ведение бизнеса.

(ан-Нисаи и ибн Маджа).

В другом хадисе сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ عَبْدٍ كَانَتْ لَهُ نِيَّةٌ فِى أَدَاءِ دَيْنِهِ إِلاَّ كَانَ لَهُ مِنَ اللَّهِ عَوْنٌ فَأَنَا أَلْتَمِسُ ذَلِكَ الْعَوْنَ

«Если у раба Аллаха будет намерение вернуть свои долги, то непременно от Аллаха ему будет оказана помощь, и я ищу эту помощь».

Мерзким поступком и большим грехом считается, когда человек берет что-то в долг, не думая вернуть, обманывая своего брата по вере. Сколько же подлости в этом поступке?! В ответ на добро своего брата, он отвечает злом, подлостью; закрывает двери для тех, кто готов давать взаймы, вызывая у них опасение, что не будет возвращен долг. Подобное сделает лишь тот, у кого слаба вера, плох нрав и кто лишился чести.

Хуже того, когда человек берет в долг, чтобы кичиться тем, как он облапошил другого, как будто совершил геройский поступок. Или же когда это становится видом его «заработка». А ведь это обман, вероломство, употребление имущества недозволенным путем. Кто будет поступать так, того не ждет благо ни в этой жизни, ни в загробной. Последствия этого отразятся на нем самом, на его семье и потомстве.

Подтверждение этого сплошь и рядом. Вы посмотрите на судьбы этих людей. Кто-то из них сидит униженным за решеткой, кто-то в бегах, кто-то убит. И даже если кто-то избежит подобной участи в земной жизни, то в Судный день он непременно ответит за каждую копейку, за каждый кусок еды, которые он получил харамным путем.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:

"من أخذ أموال الناس يريد أداءها أدى الله عنه، ومن أخذها يريد إتلافها أتلفه الله" رواه البخاري

«Если кто-либо возьмет имущество у людей, желая потом вернуть им, Аллах возвращает его долг (то есть помогает вернуть). А кто берет в долг, желая растратить, того самого погубит Аллах»  (Бухари).

То есть за это Аллах может лишить его семьи, лишить здоровья, лишить счастья и многих других благ. А оно того стоит? Ответ очевиден.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.