Взгляд мужчины на женщину подразделяется на следующие виды:
1. Взгляд мужчины на постороннюю (не махрам) женщину без необходимости, независимо от того, насколько он стар и немощен, и от того, способен он иметь половую близость или нет. Такой взгляд запретен.
Под запрет попадает взгляд на все тело женщины, включая лицо и кисти рук, даже при отсутствии страсти или боязни смуты (то есть от чувств возникающих в его сердце, влечение и т.д., грубо говоря в его голове возникает смута, помутился разум, и может сделать глупости), согласно более весомому мнению в шафиитском мазхабе, как это упомянуто в книге «Аль-Минхадж» и в других книгах. Также недозволенно смотреть на волосы и ногти. Взгляд на то, на что запрещено смотреть в совокупном виде, запретно и в отделенном от тела виде, следовательно, запрещено смотреть на отделенные волосы и зубы женщины. Если волосы женщины выпадут до её замужества, то ее мужу запрещено смотреть на них после брака, так как во внимание берется время отделения, а не момент взора.
Однако есть мнение, что взгляд на лицо и кисти рук женщины не запретен, так как в наше время увеличились случаи выхода женщин на рынки и улицы, и нет запрета в следовании этому мнению, несмотря на то, что оно менее весомое.
Случайный взгляд на все вышеупомянутое не запретен, если сразу его отвести.
Голос посторонней женщины не относится к аврату и его не запрещено слушать мужчине, если нет боязни смуты, и он не испытывает при этом наслаждения, в противном случае это запрещено, как на это указал имам Аз-Заркаши.
2. Взгляд мужчины на свою жену – такой взгляд дозволен на все ее тело.
Однако взгляд на срамные (интимные) места без необходимости нежелателен (карахат), а взгляд на внутреннюю часть органов более нежелателен. Также есть мнение ученых о запрете взгляда на срамные места, но это мнение считается слабым.
3. Взгляд мужчины на близких родственниц (махрам) по родословной, по молочному родству и родственниц жены после брака дозволен на часть тела выше пупка и ниже колени. Взгляд на все, помимо этого, запретен.
Это относится к взгляду без страсти. Что касается взгляда со страстью на женщин из числа махрам, то он запретен на все тело, включая часть тела между пупком и коленями, так же, как запретен взгляд на все то, что доставляет наслаждение, будь то на животное или камень. Из сказанного выше вытекает, что взгляд на пупок и колени дозволен.
4. Взгляд мужчины на потенциальную невесту дозволен на лицо и кисти рук с внешней и внутренней стороны, даже без разрешения самой невесты или ее опекуна.
Что касается прикосновения, то оно запретно. Слепой мужчина также не имеет права прикасаться к потенциальной невесте – он имеет право уполномочить женщину посмотреть на нее.
Более того, взгляд мужчины на потенциальную невесту желателен (сунна), так как Пророк (мир ему и благословение) сказал Мугирату бин Шу’ба в то время, когда тот хотел засватать женщину:
«Ты посмотри на нее! Поистине, в этом будет польза в установлении между вами любви и симпатии».
Женщине также желательно посмотреть на потенциального жениха – на все, помимо аврата.
Желательность такого взгляда длится до тех пор, пока для него не станет явна ее внешность, даже если для этого потребуется более трех взглядов и даже со страстью. Если ее внешность для него стала явна, то дальнейший взгляд запретен.
Мудрость ограничения взгляда жениха на лицо и кисти рук потенциальной невесты заключается в том, что лицо свидетельствует о красоте женщины, а кисти рук – о ее способности давать потомство.
5. Взгляд мужчины-врача на постороннюю женщину дозволен, даже если лечение связано с половыми органами, в присутствии ее махрамов, мужа или доверенной женщины, если следовать мнению о дозволенности уединения одного мужчины и двух доверенных женщин, с условием, что в данной местности нет женщины, способной ее лечить.
Обязательным условием также является, чтобы врач был доверенным, благородным. Следовательно, при наличии доверенного врача не дозволено прибегать к помощи другого. Перед врачом–мужчиной, женщине дозволено оголять лишь ту часть тела, которая необходима для лечения, если от взора врача не защищены те ее части, в оголении которых нет необходимости. А в противном случае (если она будет защищена от взора) дозволено оголять часть тела, превышающую и необходимую (например платок снять, а врач ногу оперирует и на голову смотреть он не может…) Также важным условием является отсутствие риска соблазна врача при оголении ее тела.
Шариатское решение обращения мужчины за помощью к врачу-женщине совпадает с вышеприведенным.
В обоих случаях также выдвигается условием отсутствие врача своего пола.
Женщине не дозволяется прибегать к помощи врача-немусульманина при наличии врача-мусульманина, однако при наличии врача-немусульманки не прибегают к помощи врача-мусульманина, так как во взоре и прикосновении мужчины больше опасности, чем женщины.
Имам Аль-Булькини выстроил следующую последовательность людей, при которых дозволяется обнажать аврат при обращении женщины к врачу:
- женщина мусульманка;
- ребенок мусульманин , не достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним (мурахик);
- ребенок немусульманин, не достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним;
- ребенок мусульманин, достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним;
- ребенок немусульманин, достигший возраста, при котором женщине запрещено оголять аврат перед ним;
- близкий родственник (махрам) мусульманин;
- близкий родственник немусульманин;
- мужчина мусульманин мамсух;
- женщина немусульманка;
- мужчина немусльманин мамсух;
- посторонний мужчина мусульманин;
- посторонний мужчина немусульманин.
Предпочтение перед всеми вышеупомянутыми категориями отдается мужу.
Подводя краткий итог, можно сказать, что женщина не имеет права обращаться к врачу мужского пола при наличии врача женского пола, так же, как мужчине запрещено обращаться к врачу женского пола при наличии врача мужского пола.
6. Взгляд мужчины на постороннюю женщину в суде при его свидетельстве против нее или при торговле и иных сделках дозволен по необходимости.
Если мужчина не сможет удержать себя от смуты (шахват влечение ..) при взгляде на женщину в суде, и есть другие свидетели, помимо него, то ему не дозволено смотреть на нее. Если же нет иных свидетелей, то он имеет право смотреть на женщину и должен сдерживать себя настолько, насколько сможет.
При совершении сделки мужчине дозволено смотреть лишь на лицо посторонней женщины, в отличие от суда, при котором ему дозволено смотреть на те части, взор на которые необходим для установления справедливого решения.
Материал составлен на основе книги «Хашият аль-Байджури аля Шархи Ибни аль-Касим»
Мурад Халилов