«Я прошу тебя, чтобы я не расставался с тобой в раю»

8 Февраль 2016

Вопрос: Как понять хадис, в котором сподвижник обращается к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) со словами: «Я прошу тебя, чтобы я не расставался с тобой в раю»?

Ответ: Да, действительно, есть достоверный хадис, в котором передается, что Абу Фирас Рабиа ибн Кааб (да будет доволен им Аллах), который был служителем Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

«Обычно я проводил ночи возле Пророка (мир ему и благословение), (ухаживая за ним), и [однажды] я пришёл к нему с водой для омовения и другим необходимым. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сальни»– «Проси меня [что желаешь]». Я сказал:

أسألك مرافقتك في الجنة

«Я прошу тебя, чтобы я не расставался с тобой в раю». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты именно этого просишь?» Тогда я ответил: «Да, [я прошу] именно этого». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты тоже помогай мне многократным совершением суджды (земных поклонов, то есть совершением намаза)».

(Этот хадис передал Имам Муслим в книге «Сахих» и Имам ан-Навави в книге «Рияд ас-Салихин»).

Шейх Мустафа Саид аль-Хин (да смилуется над ним Аллах) в книге «Нузхат аль-Муттакин» пишет:

«Что понимается из данного хадиса:

1) В данном хадисе указывается на то, что Рай достигается очень большим старанием в поклонении и борьбе со своим нафсом (низменными страстями), отдалением от совершения грехов и т.д. Поистине, те, кто борются с низменными проявлениями своего эго, окажутся в раю рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). ИншааЛлагь.

2) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал понять сподвижникам, что они приобретут счастье в Раю быть его друзьями.

3) Дозволено просить кого-либо принести воды для омовения, как просил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) Абу Фираса.

4) Истинная дружба и близость к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в Раю не достигаются простым физическим нахождением рядом с Ним, если при этом человек не следует его Сунне (и конечно, он должен уверовать). Где бы ни находился мусульманин, который следует сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он по воле Аллаха будет другом и соседом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в День Суда».

(«Нузхат аль-Муттакин», том 1, стр. 111)

Вдобавок к вышесказанному, из данного хадиса можно также понять следующее:

1)при любом обращении к кому-либо, помимо Аллаха, нужно иметь убежденность, что только Аллах даёт этому человеку возможность и мощь помочь вам или исполнить вашу просьбу, например, подать книгу, сходить в магазин, принести воду, помочь достичь Рая (как в данном хадисе) или помочь в объяснении каких- либо наук и т.д.

Потому как сказано в хадисе:

إذا سألت فاسأل الله واذا استعنت فاستعن بالله

 «Если ты обращаешься (к кому-либо), то обращайся только к Аллаху, а когда просишь помощи, то проси у Аллаха». (Тирмизи)

То есть смысл хадиса в том, чтобы человек, к кому бы он ни обращался, был убежден, что в действительности только Аллах помогает ему, и только на Него нужно уповать, даже если обращаться к кому-либо помимо Него.

Ведь мы видим, что сподвижник попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), «чтобы он не расставался с ним в раю», и при этом он обращался именно к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Естественно, мы обязаны быть убеждены(в отношении данного хадиса), что сподвижник нив коем случае не придал сотоварища Аллаху и не присвоил Пророку (мир ему и благословение Аллаха)божественные качества, а имел ввиду (примерно) следующее: «Я прошу у тебя, чтобы я не расставался с тобой в раю, с помощью Аллаха, то есть прошу обучить меня тому, что приведёт меня в Рай, чтобы я не расставался с тобой в нём», то есть сподвижник обратился к Пророку (мир ему и благословение) как к наставнику, и нет в этом сомнений.

В наше время можно сравнить данное действие с действиями мюридов, которые обращаются к своему духовному наставнику (Шейху) для того, чтобы Шейх обучил их поклонениям, которые лучше всего помогут им в борьбе с нафсом (низменными страстями) и приблизят их к довольству Аллаха;

2) также из этого хадисамы понимаем, что нельзя обвинять человека в неверии или в многобожии, не зная, что на самом деле имел ввиду этот человек, не зная его убеждений;  а говоря конкретно, нельзя обвинять мусульман в многобожии, лишь учитывая слова, которые на первый взгляд кажутся выводящими из Ислама.

Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не обвинил этого сподвижника в неверии и не повелел ему покаяться, в то время как тот попросил у него Рая. Причиной этому является не невежество сподвижника или согласие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с «неверием», а то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал убеждения своего сподвижника и понял, что сподвижник просил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о посредничестве и наставлении на богоугодные деяния.

Что же касается сегодняшних дней, то мы видим, как некоторым «мусульманам»не нужно особого повода для обвинения других в неверии. Сегодня некоторые «мусульмане» ищут любую причину, малейший повод для того, чтобы обвинить других в неверии. Хотя всё должно быть ровным счётом наоборот;

3) если иметь твердое убеждение о том, что только Аллах дает мощь и возможность что-то сделать, то можно обращаться к кому-либо за помощью для исполнения нужд в качестве посредника.

Да наставит нас Аллах на истинный путь. Аллах знает лучше.

Шамиль Мусаев