О погребении усопших

12 Февраль 2016
3148

До могилы усопшего несут на носилках. Если для этого имеются достаточно сильные мужчины, то спереди держит один мужчина, а сзади двое. Но можно, чтобы и спереди и сзади несли по два человека, так, чтобы каждый держал по одной ручке носилок. По мере необходимости можно привлекать для этого и других людей.

Следует идти впереди носилок усопшего на таком расстоянии, чтобы, обернувшись, можно было видеть носилки, на котором несут тело. По возможности на кладбище идут пешком, а возвращаться можно и на транспорте.

Следует поспешить с несением усопшего на кладбище, если при этом нет опасения изменения тела от поспешности. А если есть опасение изменения от промедления, то  тем, кто несет носилки, желательно идти быстрым шагом.

Минимум требований к могиле – это яма, сохраняющая тело от выкапывания зверями и препятствующая распространению запаха, от которого получают вред живые. Желательно расширить могилу и углубить ее до высоты стоящего человека с поднятыми руками. Пророк (мир ему и благословение) сказал относительно убитых при Ухуде:

«Копайте, расширяйте и углубляйте». (Тирмизи и другие)

Умар, да будет доволен им Аллах, завещал углубить его могилу до размера роста человека с вытянутыми руками.

Если земля, где копают могилу твердая, делать в нем «лахду» предпочтительнее чем «шакк», а если земля рыхлая, то предпочтительнее будет шакк.

Лахду– это ниша, выкопанная снизу прилегающей к кибле стенки могилы, на размер, соответствующий размерам умершего.

Шакк– это яма, вырытая посередине пола могилы, подобно каналу, стенки которого облицованы камнями. В этот канал между стенками укладывают усопшего, и сверху кладут плиты.

Имам Муслим передает от Саъда бин Абу Вакаса, что во время его предсмертной болезни он сказал:

«Ройте для меня нишу (лахду) и закройте ее плитой, как это сделали для Пророка (мир ему и благословение)».

Желательно ставить носилки с усопшим таким образом, чтобы голова находилась у конца могилы, то есть, на той стороне, где будут его ноги после похорон. Затем его со стороны головы осторожно, не спеша, заносят в могилу. В хадисе, переданном от Абу Давуда, говорится:

«Абдулла бин Язид Аль-Хатамма (да будет доволен им Аллах) занес Хариса в могилу с ее конца и сказал, что это является сунной».

Усопшего укладывают в могилу мужчины, даже если это женщина. И самым достойным для этого считается тот, кто наиболее предпочтителен для намаза по покойнику, кроме случая, когда намаз делается по умершей замужней женщин. В этом случае муж предпочтительнее всех остальных, а за ним следуют самые достойные из ее родственников (махрамов) – отец, затем дедушка, затем сын, затем внук, затем брат, затем сын брата, затем дядя со стороны отца. Если отсутствуют махрамы, то ее невольники предпочтительнее двоюродных братьев. Если отсутствуют невольники, то посторонние мужчины-импотенты из-за слабости их шахвата. Если и они отсутствуют, то родственники по материнской линии, не являющиеся для нее махрамами. Если и они отсутствуют, то благочестивые посторонние мужчины. Если присутствуют два человека, одинаковых по предпочтительности, то предпочтение дается более знающему в вопросах погребения усопшего.

Желательно, чтобы количество укладывающих было нечетным– один, три и т.д., по мере необходимости. Ибну Хиббан передает от Ибну Аббаса:

Пророка (мир ему и благословение) захоронили Али, Аббас и Фазль (да будет доволен ими Аллах).

Желательно уложить усопшего в могилу на правый бок, обязательно повернув в сторону киблы. Если покойника похоронили спиной к кибле или на спине, то следует обязательно раскопать эту могилу и направить тело усопшего в сторону киблы, кроме случая, когда тело усопшего уже изменилось. Порицается укладывать усопшего в могилу на левый бок. Но если покойника похоронили, при этом направив его лицом в сторону киблы, его не выкапывают и не перезахоранивают.

Покойника упирают лицом в стенку могилы, прислонив спиной к чистой каменной плите, чтобы он в дальнейшем не упал на лицо или на спину. Под голову умершего кладут каменную плиточку или ссыпают землю. Правую щеку, приоткрыв саван, кладут на эту землю или камень. Нишу закрывают плитой, чтобы внутрь не попала земля.

Человеку, находящемуся вблизи могилы, желательно насыпать в неё три горсти земли и сказать при первой горсти:

- Минха халакнакум (مِنْهَا خَلَقْنَاكُمْ). Смысл: Из земли Аллах сотворил Адама и его потомство.

При второй горсти:

- Ва фиха нуидукум (وَ فِيهَا نُعِيدُكُمْ). Смысл: И в землю Он их вернёт после смерти, где они будут погребены.

При третьей горсти:

- Ва минха нухриджукум таратан ухра. (ومنها نخرجكم تارة آخرى). Смысл: И из земли Он опять их изведёт живыми в День воскресения и расчёта для наказания, и награды.

Затем присутствующие засыпают могилу землей, которую извлекли из нее. Могилу поднимают на пядь вверх, чтобы её различали, навещали и почитали. Ибну Хиббан передает от Джабира (да будет доволен им Аллах):

Могилу Пророка (мир ему и благословение) подняли на размер пяди.

Если мусульманин умрет в стране неверных, то его могилу не поднимают, более того, оставляют скрытной, чтобы неверные не подвергали ее чему-то плохому после того, как мусульмане уйдут оттуда. Выровнять поверхность могилы предпочтительнее, чем оставить ее в видегорба подобно тому, как это сделали с могилой Пророка(мир ему и благословение).

Не хоронят двоих в одной могиле, то есть в одной могильной нише, кроме как по необходимости. Необходимость наступает в случаях, когда имеется много умерших из-за чумы или по другой причине и затруднительно хоронить каждого в отдельности. Если же хоронят двоих в одной могиле, то прислоняют к стенке более достойного из них. Имам аль-Бухари передает от Джабира (да будет доволен им Аллах):

Пророк (мир ему и благословение) хоронил в одной могиле двоих погибших при Ухуде и спрашивал, кто из них лучше знает Коран, и когда указывали на одного из них, прислонял его к стене ниши.

Отцу отдают предпочтение перед сыном из-за почтения к его отцовству, даже если сын лучше отца. Также отдают предпочтение матери перед дочерью, и взрослому перед ребенком. Не укладывают в одной могиле мужчину с женщиной, кроме как при крайней необходимости, но и в таком случае следует сделать между ними преграду.

Нежелательно садиться на могилу, опираться и наступать на нее, кроме как по необходимости, например, если нет возможности дойти до могилы своего умершего или могилы того, кого нужно посетить, даже если он не является ему родственником. Таким же решение будет, если нет возможности выкопать могилу, не наступая на другие могилы. В таких случаях нет нежелательности.

В хадисе пророка (мир ему и благословение) говорится:

«Вы не садитесь на могилы и не совершайте намаз, повернувшись лицом к ним». (Муслим).

В другом хадисе, передаваемом имамом ат-Тирмизи от Джабира, говорится:

«Пророк (мир ему и благословение) запретил топтать могилы».

Посещающий могилу приближается к ней проявляя уважение так же, как он приближался к усопшему, когда он был живым.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.