Если прочитал азан и икама получается ли джмаат намаз

23 Февраль 2016
1341

Вопрос: Спросили Имама Ахмада Ибн Хаджара Аль-Хайтами (да будут полезными нам его знания) о человеке, который прочитал азан,  икама и сделал намаз – получает ли он вознаграждение за джамаат-намаз и освобождается ли этот человек от клятвы (если он ранее клялся совершать джамаат-намаз), если он вместе с этим сделал намерение совершить этот намаз в качестве имама?

Ответ: На это он ответил следующими словами:

«В фетвах Имама Ас-Субки указывается, что джамаат-намаз получается и вместе с ангелами, и Ас-Субки еще добавляет: «Я нашел это мнение переданным от некоторых больших ученых нашего мазхаба, о человеке, который в одиночестве совершил намаз в пустыне, прочитав перед ним азан и икама, а потом поклялся, что он совершил этот намаз с джамаатом, клятва этого человека не будет ложной, и он не обязан выплатить штраф. Потому что передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что за ним совершали намаз ангелы, делая ряды… И если человек поклялся вэтом смысле, то его клятва однозначно не нарушается».

Подобные этому фетвы имеются и у других ученых:

«Таким же будет решение и относительно человека, который сидел в благородной Равзе и поклялся, что он входил в рай, конечно же, если он имел в виду именно тот смысл, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил «это место является садом из садов Рая».

Равза –  это место между минбаром Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его комнатой, где он жил с Айшей (да будет доволен ею Аллах), ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Место между моей могилой и минбаром является садом из садов Рая, и мой минбар находится над хавзом. Хавз– райское озеро». (Бухари, Муслим)»

А если этот человек говорит об этом в буквальном смысле, то всё вышесказанное приводит к нарушению клятвы. И это является ясным (захир) мнением, ибо обобщенная клятва основывается на обычаях,  а человек, совершивший намаз в одиночестве или сидевший в Равзе, обычно не считается совершившим джамаат-намаз или побывавшим в раю, соответственно.

Из этого также вытекает, что если этот человек в таком случае проявил намерение сделать намаз в качестве имама, то и его намаз нарушается, ибо мы не знаем истинного смысла намаза ангелов, которые будут совершат его за ним. То есть мы не знаем, как они совершают этот намаз – следуя за ним как за имамом или просто отдельно, стоя за ним, чтобы он получал баракат от  их поклонения? И вот из-за того, что мы точно не знаем истинного смысла этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы даем этому человеку статус мунфарида (человека, совершающего намаз а в одиночестве).

И в конце добавим: ты в таких случаях не имеешь права намереваться сделать намаз в качестве, а если будешь намереваться, то твой намаз нарушается, потому что ты делаешь намаз как мунфарид, а то, что за тобой потом кто-то последует, является крайне сомнительным. Следовательно, тебе не разрешается делать такое намерение».

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.