Слово «Аллах» – откуда оно произошло?

29 Март 2016 2315

Учёные по арабской грамматике в этом вопросе расходятся во мнениях. Одни утверждают, что это имя собственное, которое не поддается никаким грамматическим видоизменениям, а другие говорят, что это имя существительное, производное из другого слова.

ذهب الشافعي والخطابي والغزالي والمفضل وغيرهم إلى أن لفظ الجلالة "الله" اسم جامد غير مشتق من شيء البتة؛ لأنه علم لزمته الألف واللام ولا يجوز حذفهما منه1، قال الرازي وهو قول الخليل وسيبويه وأكثر الأصوليين والفقهاء، وقال الخليل: لا تطرح الألف من لفظ الجلالة فإنما هو الله عز ذكره على التمام، فليس هو من الأسماء التي يجوز اشتقاق فعل منها كما يجوز في الرحمن الرحيم

انظر لسان العرب 13/467.

«Имам Аш-Шафии, Аль-Хаттаби, Имам Аль-Газали и другие учёные придерживаются мнения, что имя Всевышнего «Аллах» не изменяется, то есть не поддается грамматическим видоизменениям, и не является  производным от другого слова. Потому что это имя собственное, к которому добавили артикль «аль-»,  который нельзя опускать. Ар-Рази также пишет: «Этого мнения придерживаются Аль-Халиль, Сибавайхи (ученые по арабской грамматике) и большинство учёных Усула и Фикха».

Аль-Халиль, в частности, сказал: «В имени Всевышнего «Аллах» не опускается буква «алиф», ибо Аллах сам приводит это имя в полной форме. Имя Всевышнего также не является словом, из которого можно извлечь другие производные глаголы, как это возможно в других именах Всевышнего, как «Рахман» и «Рахим».  (Лисан аль-араб)

По этому вопросу имеется также и другое мнение:

ثانيًا: قال سيبويه: وأكثر أهل العلم أن لفظ الجلالة "الله" مشتق وله أصل في اللغة، وهو الأصح لقراءة ابن عباس رضي الله عنهما "ويذرك وإلاهتك" لأن فرعون كان يعبد ولا يعبد.

ولفظ الجلالة "الله" أصله "إلاه" دخلت عليه الألف واللام فبقي الإله ثم نقلت حركة الهمزة التي هي فاء الاسم إلى اللام وأسقطت الهمزة فبقي "ألِلَاه" فالتقت اللام التي هي عين الاسم واللام الزائدة التي دخلت مع الألف الزائدة فأسكنت اللام الأولى التي هي فاء الاسم ثم أدغمت في اللام الأخرى التي هي عين الاسم فصارتا في اللفظ لامًا واحدة مشددة, فقالوا: بالتفخيم، والتفخيم بلفظ الجلالة "الله" للتعظيم لكنها ترقق مع كسر ما قبلها تفسير الطبري

«Сибавайхи и большинство учёных сказали: "Имя Всевышнего  «Аллах» – это производное от другого слова, и это является наиболее предпочитаемым мнением…"»

Основой имени Всевышнего «Аллах» является «Илах» ("إلاه"), к которому добавили артикль «аль-» и получилось «Аль-Илах» (الإله). Потом перевели огласовку «хамзы» на следующую букву «лям», а саму «хамзу» опустили,  и получилось «Алилах» ("ألِلَاه").  Далее получается, что в одном слове прямо друг за другом идут две буквы «лям». Затем для облегчения произношения с первой буквы опускается огласовка, и она ассимилируется со второй, и произносится как один удвоенный (с ташдидом) «лям».

И в итоге они (арабы) сказали Аллах (الله), произнеся это слово полнозвучно, эмфатически, с особым подчеркиванием, указывая при этом на величие Аллаха. Однако если перед словом «Аллах» стоит буква с огласовкой «касра» (и) то букву «лям» произносят мягко». (Тафсир Ат-Табари)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.