10 аятов. Кто выполнит их, тот войдёт в рай

19 Сентябрь 2016 2691

Имам Ахмад передаёт от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах):

«Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ниспосылалось откровение, у его лица можно было расслышать шум, похожий на шелест пальмы. Однажды мы сидели с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как вдруг он повернулся в сторону Киблы, вознёс руки и стал говорить:

اللَّهُمَّ زِدْنَا وَلَا تَنْقُصْنَا، وَأَكْرِمْنَا وَلَا تُهِنَّا، وَأَعْطِنَا وَلَا تَحْرِمْنَا، وَآثِرْنَا وَلَا تُؤْثِرْ عَلَيْنَا، وَأرْضِنَا وَارْضَ عَنَّا

«О, Аллах, увеличь нам и не уменьшай, прояви к нам щедрость и не унизь нас. Дай нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай других нам. Сделай нас довольными и будь доволен нами».

Потом он сказал:

لَقَدْ أُنْزِلَ عَلَيَّ عَشَرَ آيَاتٍ مَنْ أَقَامَهُنَّ دَخَلَ الجَنَّةَ

«Мне было ниспослано десять аятов. Кто выполнит их, тот войдёт в рай». А затем стал читать:

﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ - الَّذِينَ هُمْ فِى صَلاَتِهِمْ خَـاشِعُونَ - وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُّعْرِضُونَ - وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَـوةِ فَـاعِلُونَ - وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَـافِظُونَ - إِلاَّ عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَـنُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ - فَمَنِ ابْتَغَى وَرَآءَ ذلِكَ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْعَادُونَ - وَالَّذِينَ هُمْ لأمَـانَـاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ - وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَواتِهِمْ يُحَـفِظُونَ- أُوْلَـئِكَ هُمُ الْوارِثُونَ- الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَـالِدُونَ﴾

 «Воистину, преуспели верующие…», до тех пор, пока не дочитал все эти десять аятов (сура Аль-Муминун: 1-11)». (Тирмизи, Насаи)

Всевышний Аллах говорит: «Воистину, преуспели верующие…», – то есть они оказались удачливыми и счастливыми, достигли успеха. Это верующие со следующими качествами:

1.   «…Которые смиренны в своих молитвах».

Насчёт истинного смысла смиренности в намазе имеются разные мнения праведных предшественников. Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Смиренны – то есть со страхом и покоем». Такое же мнение передают от Муджахида, Хасана, Катады и аз-Зухри (да будет доволен ими Аллах). Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Под смирением подразумевается смирение сердца». Ведь смирение в молитве приходит только тогда, когда сердце свободно от всего и занято только молитвой, предпочитая её всему остальному. Только тогда от молитвы можно получить наслаждение и усладу глаз, как говорится в хадисе, который передаётся от Анаса (да будет доволен ими Аллах):

«حُبِّبَ إِلَيَّ الطِّيبُ وَالنِّسَاءُ، وَجُعِلَتْ قُرَّةُ عَيْنِي فِي الصَّلَاة»

«Полюбились мне благовония и женщины. А услада моих глаз – в молитве». (Имам Ахмад, Насаи)

2.  «…Которые отворачиваются от всего праздного».

Под праздным имеется в виду ширк, грехи, а также бесполезные слова и дела. Как сказал Всевышний Аллах в другом аяте:

﴿وَإِذَا مَرُّواْ بِاللَّغْوِ مَرُّواْ كِراماً﴾

«А когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством». (сура Аль-Фуркан:72)

Катада (мир ему и благословение Аллаха) в толковании этого аята сказал: «Клянусь Аллахом, им пришли от Аллаха повеления, которые оградят их от этого греха».

3.  «…Которые выплачивают закят».

Большинство учёных считают, что в аяте речь идёт об очищении (закят с арабского) имущества, хотя сура была ниспослана в Мекке, а выплата закята была вменена в обязанность в Медине на второй год по хиджре. Очевидно, закят, который был вменён в обязанность в Медине – это выплата некоторой доли с определённой суммы, достигшей нужного срока («ниса́б» (араб. نِصَابٌ‎‎ — начало, основа‎) – минимальный достаток или имущество, с которого необходимо выплачивать закят), хотя сам закят как очищение имущества (без нисаба) был обязательным уже в Мекке, как сказал Аллах в мекканской суре «Аль-Бакара»:

﴿وَءَاتُواْ حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ﴾

«И отдавайте должное в день уборки урожая». (сура Аль-Бакара:141)

Возможно, под закятом здесь подразумевается очищение души от ширка и скверны, как это приводится в словах Всевышнего:

﴿قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّـاهَا - وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّـاهَا﴾

«Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её». (сура Аш-Шамс: 9-10)

Но, возможно, здесь уместны оба смысла – очищение души и очищение имущества, хотя, в принципе, очищение имущества тоже в какой-то мере очищает душу. Верующий человек уделяет должное внимание обоим этим аспектам. Аллах знает лучше.

4.  «…Которые оберегают свои половые органы от всех,

5.  кроме своих жён или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания,

6.  а кто возжелал сверх этого, те – преступающие».

То есть это те, кто оберегает свои приватные части тела от запретного, не совершает того, что запретил Аллах, будь то прелюбодеяние или гомосексуализм, и не сближается ни с кем, кроме жён, которые дозволены им Аллахом, или же кроме тех, кем овладели их десницы. Ведь нет порицания и греха на тех, кто совершает дозволенное Аллахом.

7.  «…Которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры».

То есть, если им доверяют что-то, они не предают доверия и возвращают это хозяевам. А если они заключают договоры или обязательства, то выполняют их. Они не ведут себя так, как лицемеры, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَان»

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, Муслим)

8.  «…Которые соблюдают свои молитвы».

То есть соблюдают время молитвы. Как сказал ‘Абдуллах Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах): «Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какое деяние Аллах любит больше всего?» Он ответил:

«الصَّلَاةُ عَلَى وَقْتِهَا»

«Молитву, совершаемую в установленное время». (Бухари 527, Муслим 85)

В толковании этого аята Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «То есть соблюдают время молитвы, её поясные и земные поклоны». Аллах начал перечислять эти похвальные качества с молитвы и завершил упоминанием молитвы, что указывает на её достоинство. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«اسْتَقِيمُوا وَلَنْ تُحْصُوا، وَاعْلَمُوا أَنَّ خَيْرَ أَعْمَالِكُمُ الصَّلَاةُ، وَلَا يُحَافِظُ عَلَى الْوُضُوءِ إِلَّا مُؤْمِن»

«Придерживайтесь праведности, но вы не сможете охватить все (эти качества праведности). И знайте, что наилучшее из ваших деяний – это молитва. И никто не старается сохранить омовение кроме верующего».

После того, как Аллах перечислил все эти похвальные качества и правильные поступки, Он сказал:

9.   «Именно они являются теми, кто унаследует Фирдаус, в котором они пребудут вечно».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«إِذَا سَأَلْتُمُ اللهَ الْجَنَّةَ، فَاسْأَلُوهُ الْفِرْدَوْسَ فَإِنَّهُ أَعْلَى الْجَنَّةِ وَأَوْسَطُ الْجَنَّةِ، وَمِنْهُ تَفَجَّرُ أَنْهَارُ الْجَنَّة وَفَوْقَهُ عَرْشُ الرَّحْمن»

«Когда просите у Аллаха Рая, то просите Аль-Фирдаус. Воистину, это – самый высокий уровень Рая, из него бьют реки Рая, а сверху него Трон Милостивого». (Бухари)

10.   «Именно они являются наследниками».

У каждого раба Аллаха есть два дома: в Раю и в Аду. Верующий строит свой дом в Раю и разрушает дом в Аду. Неверный разрушает свой дом в Раю и строит свой дом в Аду. От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا وَلَهُ مَنْزِلَانِ: مَنْزِلٌ فِي الْجَنَّةِ، وَمَنْزِلٌ فِي النَّارِ، فَإِنْ مَاتَ فَدَخَلَ النَّارَ وَرِثَ أَهْلُ الْجَنَّةِ مَنْزِلَهُ، فَذَلِكَ قَوْلُهُ

«У любого из вас есть два жилища: дом в Раю и дом в Аду. Если человек умрёт и войдёт в Ад, то его дом в Раю унаследуют обитатели Рая. (Ибн Абу Хатим)

Это и подразумевают слова Аллаха: «Именно они являются наследниками». (сура Аль-Муминун: 11)

Таким образом, верующие наследуют дома неверных в Раю, так как все они были сотворены для поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища. А так как верующие выполнили то, что были обязаны, а неверные оставили то, ради чего были сотворены, то доля неверных, которая досталась бы им в случае, если бы они повиновались своему Господу, достанется верующим. Более красноречиво сказано в хадисе, переданном от Абу Бурда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«يَجِيءُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ نَاسٌ مِنَ الْمُسْلِمِينَ بِذُنُوبٍ أَمْثَالِ الْجِبَالِ،فَيَغْفِرُهَا اللهُ لَهُمْ وَيَضَعُهَا عَلَى الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى»

«В Судный День приведут некоторых мусульман с грехами размером с гору. Но Аллах простит им их и возложит их на иудеев и христиан». (Муслим)

Согласно другой версии (риваяту) этого хадиса, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«إِذَا كَانَ يَوْمُ الْقِيَامَةِ دَفَعَ اللهُ لِكُلِّ مُسْلِمٍ يَهُودِيًّا أَوْ نَصْرَانِيًّا، فَيُقَالُ: هَذَا فِكَاكُكَ مِنَ النَّار»

«Когда настанет Судный день, Аллах заплатит Аду за каждого мусульманина иудеем или христианином. И ему будет сказано: «Это твой выкуп из Ада». Умар ибн Абдуль-Азиз заставил Абу Бурду поклясться трижды Аллахом, кроме которого нет божества, что он услышал это от своего отца. На что Абу Бурда ответил клятвами. (Муслим)

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

По материалам книги «Тафсир Ибн Касир»

Подготовил Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.