Можно ли вместо выплаты закята простить долг должнику

1 Октябрь 2016
5370

Если мой должник входит в число тех, кому положен закят, могу ли я простить ему свой долг вместо выплаты закята?

Одна из основных целей выплаты заката – дать возможность неимущему получить пропитание хотя бы для выживания или средства, чтобы начать свое дело. Выплачивающий же закят очищает своё имущество от плохих качеств. Таким образом, при обычном прощении долга эти и другие цели заката не осуществляются, и все необходимые условия выплаты заката не выполняются.

Имам Ан-Навави в своей книге «Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее:

«Если человек, имеющий в должниках неимущего, пожелал вместо выплаты закята простить долг своему должнику и сказал ему (своему должнику): «Я прощаю тебе этот долг вместо моего закята», то по этому вопросу у учёных имеются два мнения, которые приводит автор книги «Аль-Баян». Однако наиболее правильным является мнение, что этого недостаточно. Такого мнения придерживается Ас-Самири, и это является мнением ханафитского и ханбалитского мазхабов. Потому что закят остаётся на человеке, и он не очищается от закята, пока не выплатит положенный его размер из рук в руки тому человеку, которому положен закят».

К примеру, неимущий человек, который относится к одной из категорий людей, которым положен закят, должен состоятельному человеку, который обязан выплатить закят в тысячу рублей, и тот вместо выплаты закята прощает долг неимущему. Естественно, подобное действие, согласно более правильному мнению учёных Шафиитского мазхаба, не допускается.

В таком случае возможно поступить следующим образом: неимущему выплачивают закят в размере тысяч рублей и потом просят вернуть ту тысячу рублей, или же неимущий сначала возвращает долг (тысячу рублей) и потом состоятельный человек выплачивает эту же тысячу рублей ему в виде закята. В обоих случаях и долг возвращён, и закят выплачен.

Об этом в книге «Бушра Аль-Карим» пишется следующее:

«Если человек скажет своему должнику: «Я сделал долг, который имеется за тобой, закятом (то есть я прощаю твой долг вместо закята, который я обязан выплатить тебе), то это не будет считаться закятом, этого не будет достаточно. Напротив, необходимо сначала получить с него долг, а потом заимодатель может отдать его обратно должнику в виде закята, если пожелает».

Исходя из вышеприведённого, недостаточно освободить должника от долга, чтобы это считалось закятом, ибо условием выплаты является непосредственная передача имущества человеку из категории людей, которым положен закат. Следовательно, прощение долга, который имеется за человеком, подпадающим под категорию получающих закят, нельзя считать выплаченным закятом, пока закят, который нужно выплатить, не будет непосредственно передан ему.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.