Что такое тилават саджда и как он совершается?

30 Ноябрь 2016
48793

Тилават саджда (саджда тилява) – это земной поклон, который совершается после чтения определенных аятов Священного Корана. Саджда тилява является желательным действием и совершается во время намаза и вне намаза. Всего в Священном Коране имеется четырнадцать аятов, после чтения которых совершается саджда тилява.

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أن النبي - صلى الله عليه وسلم - كان يقرأ علينا القرآن، فإذا مر بالسجدة كبر وسجد وسجدنا معه

«Бывало так, что Пророк (ﷺ) читал нам Коран, и когда он читал аят, в котором совершают земной поклон, то произносил такбир и делал земной поклон, и мы делали земной поклон вместе с ним». (Абу Дауд)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (ﷺ) сказал:

إذا قرأ ابن آدم السجدة فسجد اعتزل الشيطان يبكي يقول: يا ويلتا أمر ابن آدم بالسجود فسجد فله الجنة، وأمرت بالسجود فعصيت فلي النار

«Когда сын Адама (человек) читает аят сажда и совершает сажда тилява, шайтан уходит с плачем и говорит: «Горе мне! Сыну Адама было велено совершить сажда (земной поклон), и он совершил его. Следовательно, ему за это будет дарован Рай. И мне было велено совершать сажда, но я отказался, и за это мне уготован ад». (Муслим)

والنمل، والم تنزيل، وحم والإسراء، ومريم، والفرقان الأعراف، والرعد، والنحل،) واثنتا عشرة: في سجدتا الحج(منها والنجم، والانشقاق والعلق. السجدة

Как мы указали выше, в Священном Коране имеется четырнадцать аятов сажда, и эти аяты находятся в следующих сурах: сура «Аль-Хадж», в аятах 18 и 77 ; сура «Аль-Араф», 206; сура «Ар-Ра’д», 15; сура «Ан-Нахль», 50; сура «Аль-Исраъ», 109; сура «Марям», 58; сура «Аль-Фуркан», 60; сура «Ан-Намль», 25-26; сура «Ас-Сажда», 15; сура «Фуссилят», 37-38; сура «Ан-Наджм», 62; сура «Аль-Иншикак», 21 и сура «Аль-Аляк», 19.

Для каждого человека, прочитавшего или услышавшего один из этих аятов, является желательным совершение земного поклона. Для услышавшего чтение саджда тилява становится более предпочтительным, то есть настоятельной сунной (муаккада), когда тот, кто прочитал аят саджда, делает земной поклон. Однако он не делает этот земной поклон (коллективно), следуя за читавшим, кроме случаев, когда читавший является для него имамом в намазе. В таком случае он, как и во всех действиях намаза, делая саджда тилява, должен следовать за своим имамом.

Описывая основные условия, правила и порядок совершения саджда тилява, Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет следующее:

«Тому, кто совершает саджда тилява вне намаза, первым делом следует намереваться совершить саджда тилява, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить земной поклон точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар», и дает салям.

Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе, также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего саджда тилава является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза.

А тому, кто делает саджда тилява в намазе, следует произносить такбир («Аллаху Акбар») для наклона и поднятия. Однако при этом он не поднимает руки и не садится для джальса аль-истираха (промежуточное сидение для номинальной передышки перед тем, как встать с земного поклона).

Саджда тилява следует делать столько раз, сколько прочитают аяты саджда, но если с момента окончания чтения прошло достаточно долгое время, считается, что отрезок времени, отведенный на совершение саджда тилява, пропущен. Следовательно, когда был пропущен отрезок времени отведенный на совершение саджда тилява, его не делают, а также и не возмещают». («Минхадж ат-талибин»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.