Правда ли, что болезнь – это наказание за грехи?

19 Декабрь 2016

Вопрос: Правда ли, что люди становятся инвалидами в качестве наказания за какие-то грехи, которые они совершили?

Ответ: Общеизвестно, что все хорошее и плохое человеку даёт Всевышний Аллах, но не всё, что нам кажется плохим, является на самом деле для нас злом, соответственно, и то, что нам кажется хорошим – не всегда благо.

Например, часто больной проходит многочисленные болезненные процедуры вплоть до удаления того или иного органа или принимает лекарства, которые неприятны на вкус и запах. Но, пройдя весь этот курс лечения, следуя всем предписаниям лечащего врача, пациент обретает здоровье. Также Всевышний Аллах подвергает своих рабов испытаниям, чтобы они посредством этого исцелились от болезней сердца и им простились грехи.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк () говорил:

لا يَمْرَضُ مُؤْمِنٌ وَلا مُؤْمِنَةٌ وَلا مُسْلِمٌ وَلا مُسْلِمَةٌ إِلا حَطَّ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَنْهُ بِهَا خَطَايَاهُ

«Если заболеет верующий мужчина (муъмин) или верующая женщина, мусульманин или мусульманка, Всевышний Аллах посредством этого смывает их грехи». (Имам Ахмад)

Также от Утба ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк () сказал:

عجبٌ للمؤمن وجزعه من السقم ولو يعلم ما له في السقم أحب أن يكون سقيماً الدهر

«Удивительно, как нетерпелив муъмин к болезням, если бы он знал, какие блага заключаются для него в болезнях, то он бы пожелал болеть всю жизнь». (Табарани)

Кроме этого, когда человек заболеет и не имеет возможности совершить то или иное поклонение, которое он периодически совершал, Всевышний Аллах засчитывает ему награду, подобную тому, как если бы он совершил это поклонение.

От Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк () сказал:

مَا أَحَدٌ مِنَ النَّاسِ يُصَابُ بِبَلاءٍ فِي جَسَدِهِ إِلا أَمَرَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ الْمَلائِكَةَ الَّذِينَ يَحْفَظُونَهُ فَقَالَ اكْتُبُوا لِعَبْدِي كُلَّ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ مَا كَانَ يَعْمَلُ مِنْ خَيْرٍ مَا كَانَ فِي وِثَاقِي

«Кого бы из людей ни постигла болезнь в его теле, Всевышний Аллах даёт указание ангелам, которые защищают этого человека, и говорит им: «Вы записывайте моему рабу каждый день и каждую ночь вознаграждение за те благие деяния, которые он совершал раньше (когда он был здоров), пока он находится под моей опекой»». (Хаким)

В другой версии этого хадиса, который передаёт имам Ахмад, сообщается:

إن العبد إذا كان على طريقة حسنة من العبادة ثم مرض قيل للملك الموكل به اكتب له مثل عمله إذا كان طليقا حتى أطلقه أو أكفته إلي

«Поистине, когда мой раб, который находился на хорошем пути, совершая благие деяния и поклонения, заболеет, то ангелам, уполномоченным записывать его деяния, дается указание, чтобы они записали ему вознаграждение, подобное тому вознаграждению, которое он получал за свои деяния, которые он совершал ранее, до тех пор, пока Всевышний Аллах не исцелит его или пока он не умрет».

Ввиду того, что наш земной разум ограничен определенными рамками, мы не в состоянии понять и оценить всю безграничность милости Всевышнего Аллаха. Он не творит бесчестие и не притесняет никого, если человек не заслужил такой участи сам. Всевышний дает людям болезни и дарует исцеление от них. Кто-то становится инвалидом в результате несчастного случая, кто-то является таковым с рождения. И в этом тоже кроется великая мудрость Создателя.

Однако большинство людей воспринимают это как наказание за какие-то грехи или как чьё-то проклятие, но не как Милость Творца. В то время как, возможно, именно благодаря этим испытаниям – ограниченным физическим возможностям, терпению и старанию –человеку могут быть прощены его грехи, и он может получить в последующем великую награду от Всевышнего.

Наши праведные предшественники, когда Пророк () рассказывал им про достоинство таких испытаний, даже не желали получить исцеление от той или иной болезни.

От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк () сказал:

«ما من شيء يصيب المؤمن في جسده إلا كفّر الله عنه به من الذنوب» . فقال أُبيّ بن كعب رضي الله عنه: «اللهمَّ إني أسألك أن لا تزال الحمَّى مصارعة لجسد أُبيّ بن كعب حتى يلقاك؛ لا تمنعه من صلاة، ولا صيام، ولا حجٍ، ولا عُمْرة، ولا جهاد في سبيلك». فارتكبته الحمَّى مكانه، فلم تفارقه حتى مات. وكان في ذلك يشهد الصلاة، ويصوم، ويحج، ويعتمر، ويغزو

«Что бы ни постигло тело муъмина (из болезни), это будет для него прощением грехов». Услышав это, Убайю ибн Кааб (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Аллах, я прошу Тебя, чтобы меня не покидала лихорадка и жар, чтобы тело Убайю ибн Кааба боролось с ними до того момента, когда я встречусь с тобой, и чтобы эта лихорадка не препятствовала мне соблюдать пост, совершать намаз, хадж, умру и джихад на пути Аллаха». Тут же у него появилась лихорадка, и в дальнейшем до конца жизни она не покидала его. При этом он совершал намаз, держал пост, совершал хадж, умру и участвовал в газаватах. (Ибн Асакир)

В другой версии этого хадиса, который передаёт Имам Ахмад, сообщается:

فما مسَّه إنسان إلا وجد حرّه

«Кто бы ни прикасался к нему, чувствовал жар (высокую температуру) его тела».

Также от Аль-Ата ибн Абу Рабаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:

قَالَ لِى ابْنُ عَبَّاسٍ أَلاَ أُرِيكَ امْرَأَةً مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ ؟ قُلْتُ : بَلَى . قَالَ : هَذِهِ الْمَرْأَةُ السَّوْدَاءُ أَتَتِ النَّبِىَّ — صلى الله عليه وسلم — فَقَالَتْ : إِنِّى أُصْرَعُ ، وَإِنِّى أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ لِى . قَالَ : « إِنْ شِئْتِ صَبَرْتِ وَلَكِ الْجَنَّةُ وَإِنْ شِئْتِ دَعَوْتُ اللَّهَ أَنْ يُعَافِيَكِ » . فَقَالَتْ : أَصْبِرُ . فَقَالَتْ : إِنِّى أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ أَنْ لاَ أَتَكَشَّفَ ، فَدَعَا لَهَا

«Однажды Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) спросил меня: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?» Я ответил: «Да, конечно!». Он сказал: «Вот эта чернокожая женщина в своё время пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы падучей (одержимость джиннами), и из-за этого я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. В ответ ей он сказал: “Если хочешь, терпи, и тогда тебя ожидает рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя”. Она сказала: “Я буду терпеть”, а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, и Пророк () обратился к Аллаху с такой мольбой за неё». (Бухари, Муслим)

Стоит помнить, что не всякая болезнь есть наказание, скорее, это испытание и возможность заслужить безграничную Милость Создателя. Физическое тело, пусть даже ограниченное в каких-либо возможностях, это всего лишь тленная оболочка. Важна душа человека и его озаренное светом веры сердце.

Однако в некоторых случаях человек может получить тот или иной недуг в качестве наказания. Но это значит, что, скорее всего, его проступки будут прощены еще на этом свете, а в Судный день он будет чист от них. Поэтому в большинстве случаев болезни, недуги, физические ограничения и т.п. являются для человека благом.

Рашид Саидов