После намаза обнаружил наджасу на одежде. Нужно ли переделать намаз?

10 Февраль 2017
31696

Вопрос: После окончания намаза я обнаружил на своей одежде наджасу (нечистоту, нарушающий намаз), считается ли этот намаз действительным?

Ответ: Если вы точно знаете, что наджаса была на одежде во время намаза, то ваш намаз не считается действительным, и вы должны переделать его. Однако если вы сомневаетесь, была ли наджаса на одежде во время намаза, и есть вероятность, что она прилипла к ней после намаза, тогда ваш намаз считается действительным, и вы не должны его переделывать. Но в таких случаях человеку всё же желательно переделать намаз, чтобы быть уверенным в действительности своего поклонения.

Абу Исхак Аш-Ширази пишет об этом в своей книге «Мухаззаб» следующее:

«Если человек после завершения намаза обнаружил на своей одежде, на теле или на том месте, где он совершил намаз, наджасу, от которой не делается 'афву (наджасу, которая не прощается), то надо посмотреть: если есть вероятность, что наджаса прилипла после окончания намаза, он не должен переделывать этот намаз, потому что изначально во время совершения намаза наджасы не было. Он не должен переделывать этот намаз только из-за возникших сомнений, подобно тому, как не должен переделывать намаз человек, который совершил омовение из колодца и сделал намаз и только потом увидел в колодце мертвую мышь.

Если же он до начала намаза знал о том, что на нём есть наджаса, то он однозначно должен переделать намаз, ибо он допустил оплошность. А вот если он не знал об этом до завершения намаза, то мнения учёных на этот счёт расходятся, но более достоверным мнением, на которое опираются, считается то, согласно которому нужно переделать намаз, ибо очищение от наджасы, нарушение которой не прощается по незнанию, является обязательным условием намаза».

В книге «Маджму’», которая является шархом (толкованием) книги «Мухаззаб», об этом пишется более подробно:

«Что касается данного вопроса:

Человек, совершающий намаз, даёт завершающий салам и потом видит на себе наджасу. Возможно, она была на нём во время намаза, также возможно, что она прилипла после окончания намаза – в таком случае его намаз считается действительным. Однако Имам Аш-Шафии и крупные учёные Шафиитского мазхаба сказали, что в таких случаях для уверенности желательно переделать намаз.

А если человек узнал, что наджаса была на нём во время намаза, но во время совершения намаза он об этом не знал, то на этот счёт мнения учёных расходятся, но по предпочтительному (сахих) мнению, его намаз недействителен. Такое же решение принимается, если он знал о наджасе и до этого и совершил намаз, забыв об этом, ибо он допустил оплошность. Следовательно, он должен возместить все намазы, которые он, возможно, совершал с наджасой, если он точно знает, что во время их совершения (на одежде, теле или на месте совершения намаза) была наджаса. А если он только сомневается в наличии наджасы (на одежде, теле или на месте совершения намаза) во время их совершения, то он не должен возмещать эти намазы, но желательно всё же возместить их.

Если молящийся во время намаза обнаружил наджасу (на одежде, теле или на месте совершения намаза), его намаз становится недействительным, и он должен будет переделать намаз.

Сказали большие ученые нашего мазхаба:

"Если человек обнаружит на своей одежде наджасу и он не знает, когда именно она прилипла, он должен возместить все намазы, которые, по его твёрдому мнению, были совершены с наджасой. Но он не должен возмещать намазы из-за сомнений о наличии наджасы во время их совершения. Однако ему желательно возместить все намазы, которые, возможно, были совершены с наджасой на одежде"».

Аллах знает лучше.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.