Шариат и категории его пpeдписаний

10 Март 2017

Шариатэто комплекс предписаний и норм, то есть законов, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества. Предписания Шариата подразделяются на следующие категории: фард, ваджиб, сунна, караха, халяль и харам.

1. Фардобязанность, предписанная в Исламе ясно и однозначно; то, что вменяется в обязанность мусульманину, его священный долг. За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причём размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных с точки зрения Шариата причин) он будет строго наказан. Несоблюдение фарда является неповиновением Всевышнему Аллаху, пренебрежением Его наказами и тяжким грехом. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.

Различают два вида обязательных предписаний: фард аль-‘айн и фард аль-кифайа.

Фард аль- ‘айнэто индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан и т. д.

Фард аль-кифайаэто коллективная обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, хотя бы одному человеку. Например, оглашение азана – призыва на молитву; похороны умершего и т. д. Если фард аль-кифайа останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община этого населённого пункта впадает в грех.

2. Ваджибв шафиитской богословско-правовой школе то же, что и фард. Исключение составляют только вопросы хаджа, в них ваджиб такой же, как в ханафитском мазхабе‚ то есть это необходимое деяние, близкое к обязательному (фарду). Например, совершение паломником прощального обхода вокруг Каабы (таваф аль-вада), когда он желает выйти из Мекки. А B ханафитском мазхабе по важности выполнения ваджиб идёт вслед за фардом. Например, совершение витр-намаза или принесение в жертву животного (курбан) в дни праздника жертвоприношений (Ид аль-адха) для состоятельного человека. И его неисполнение обычно влечёт за собой искупление штрафом (кафара).

3. Сунна (мандуб, мустахабб) – то, что совершал и одобрял Пророк Мухаммад . Это дополнительные, желательные действия в поклонении. За их совершение предусмотрено вознаграждение; если человек не выполняет сунну‚ признавая в этом свою слабость, ему не засчитывается зa это грех, но он лишается воздаяния и заступничества Пророка в Судный день. Не допускается относиться к сунне пренебрежительно, считать её ненужной. Следует помнить, что её выполнение доводит до совершенства наши обязательные деяния, это иногда даже необходимо для нас, ибо у нас много упущений в выполнении обязательных предписаний.

Различают два вида желательных действий: просто желательное (сунна) и особо желательное, настоятельно рекомендуемое (сунна муаккада). За действия сунна муаккада мы получаем больше воздаяния, их Пророк выполнял почти всегда, например, совершение дополнительных ратибат-намазов до и после обязательных ритуальных молитв. Совершение после ночной молитвы ратибата в два ракаата является важной сунной, а совершение ратибата в четыре ракаата – просто сунной.

4. Караха (или макрух)это нежелательное, то, что не одобрял Пророк , и то, что уменьшает благодать веры. Караха подразделяется на два вида: тахрим (нежелательное, близкое к запретному) и танзих (нежелательное).

Совершение караха-тахрим три раза – это малый грех. Совершение караха-танзих грехом не считается, независимо от количества раз. Например, глубокое полоскание рта в конце дня при соблюдении поста является караха-танзих, в этом нет греха. А совершение намазов (кроме имеющих причины: намаз после омовения или намаз-приветствие при входе в мечеть и т.п.) в нежелательные периоды (к примеру, после утреннего намаза до восхода солнца) является караха-тахрим.

5. Халяль (или мубах)то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха, а нейтральным, дозволенным действием. Зa его совершение нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. Например, человек ест яблоко, чтобы организм получал определённые витамины с целью сохранения здоровья, ибо Всевышний велел нам сохранять здоровье. За это он получит вознаграждение. А если человек поел яблоко, чтобы получить наслаждение, то воздаяния он не получит.

Если он поел яблоко без нужды, чтобы оно не досталось нуждающемуся в нём человеку, то он получит наказание. То есть в зависимости от намерения человека этот поступок подпадает под любую из перечисленных категорий.

6. Харам – то, что в Исламе ясно и однозначно запрещено. Совершение харама – это грех и неповиновение Всевышнему Аллаху, пренебрежение Его велениями. Запретные поступки подразделяются на разные категории с точки зрения тяжести греха. Например, убийство человека – харам, так же и воровство – харам. Но грех за убийство намного больше. За совершение харама, в котором человек не раскаялся, и за который Всевышний его не простил, человек будет наказан Творцом в зависимости от тяжести содеянного. За сознательное воздержание от харама мусульманин получает вознаграждение по милости Аллаха. Например, если человек ослушался родителей, то он впадает в большой грех и получит соответствующее наказание. Если же он хотел ослушаться родителей, но, вспомнив о запрете Аллаха, отказался от этой идеи, то он получит соответствующее благое воздаяние.

Свод всех этих предписаний и составляет Шариат.

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ