Право на расторжение сделки, связанное с недостатком в товаре (خيار العيب)

17 Апрель 2017
2295

По законам и установкам Ислама мусульманин не должен обманывать другого, ибо в этом заключается большой грех и присваивание чужого имущества. Пророк очень предостерегал от обмана, говоря: «Кто обманывает, тот не из нас».

Обманом считается случай, если продавец скрывает какой-либо недостаток в товаре от покупателя. На это указывает смысл вышеуказанного хадиса. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды Посланник Аллаха прошёл на рынке мимо продавца пшеницы и погрузил руку в горку пшеницы, а на руке осталась влага, и тогда продавец сказал: «На неё попал дождь, о Посланник Аллаха ». Тогда Пророк сказал: «А почему бы тебе не выложить эту часть сверху, чтобы люди тоже заметили это? Кто обманывает, тот не из нас».

Этот хадис указывает на то, что продажа чего-либо без раскрытия его недостатка является обманом, и продавец обязан показывать существующий недостаток, если ведает о нём. Подобно тому, как продавец обязан указывать на недостаток в товаре, это должен делать и всякий, кто знает о недостатке, если даже он не представляет ни одну из заключающих сделку сторон. Хадис, переданный имамом Ахмадом, гласит, что не дозволяется кому-либо продавать что-либо, не разъяснив, какой в нём недостаток, и не дозволяется тому, кто ведает об этом, скрывать это.

Если же всё-таки сделка заключена, покупатель получил товар, а продавец не указал на существующий недостаток, и затем покупатель заметил в нём недостаток, то сделка считается действительной. Однако у покупателя остаётся право на расторжение сделки: он может оставить товар у себя, довольствуясь им, но может и вернуть его хозяину, расторгнув сделку и вернув себе его стоимость, потому что он не был осведомлён об этом недостатке ни во время сделки, ни во время приёма товара. Ведь покупатель платит полную стоимость, чтобы получить целый товар, которым он остался бы доволен. А недостатки могут препятствовать его удовлетворённости купленным товаром.

Условия, необходимые для установления права на расторжение сделки

1. Для того чтобы установить право на подобное расторжение сделки, найденный в товаре недостаток должен быть давним, то есть существовавшим до того, как покупатель получил его. И в данном случае не имеет значения, когда изъян был нанесён товару: до заключения сделки или после неё, ибо до получения товара покупателем ответственность за него несёт продавец.

Если же покупатель сам заметил дефект товара, или продавец заранее сообщил ему о нём, и тот, согласившись, купил его, а потом ему захотелось вернуть товар или кто-то уговорил его сделать это и т.п., то в данном случае покупатель не имеет права вернуть его. Даже если он потребует этого, продавец волен не принимать товар обратно.

Однако покупатель может сделать это до расставания сторон и ухода с места сделки, если во время сделки не было достигнуто никаких других договорённостей относительно времени расторжения сделки.

Если же ущерб был нанесён товару после вступления сделки в силу, то есть по вине покупателя, то у него нет права на расторжение сделки. Исключение составляет случай, когда этот изъян случился по причине, появившейся до получения товара покупателем. Например, если вы купили какую-то вещь, и на ней образовалась ржавчина, а потом стало ясно, что она была влажной ещё до получения вами (то есть влажность послужила причиной появления ржавчины), в таком случае вы можете вернуть товар.

2. Недостаток должен быть таким, который, по обычаю торговцев, может повлиять на стоимость товара или воспрепятствовать купившему получить от данного товара ту пользу, что он хотел и ожидал от него. И здесь не принимается во внимание, уменьшился ли из-за этого недостатка сам товар или нет.

Если изъян уменьшает сам предмет, но не уменьшает его стоимость, право на аннулирование сделки не предоставляется, если от этого не страдает сама цель покупки.

Например, если человек купил барана для жертвоприношения, и оказалось, что у него отрезана большая часть уха, покупатель имеет право вернуть его, потому что он непригоден для жертвоприношения. Однако если он покупал его, чтобы зарезать для употребления в пищу, он не имеет права вернуть его, ибо от этого стоимость барана не уменьшается и цель покупки не страдает.

3. Изъян должен быть таким, которого обычно не бывает у товаров такого рода.

Например, если человек купил новый автомобиль в салоне, а затем обнаружил, что у него использованные колёса, покупатель имеет право вернуть его. Однако если он купит подержанный автомобиль, то он не имеет права вернуть его за указанный недостаток, ибо это обычное явление.

Если покупатель при покупке товара был осведомлён о недостатке, но, будучи не специалистом, не смог определить, является ли это на самом деле изъяном, и если после этого специалист укажет ему на этот недостаток, то покупатель имеет право вернуть товар.

Продолжение следует…

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.