Когда покупатель должен вернуть товар с изъяном

1 Май 2017

Право на возврат товара по причине недостатка устанавливается сразу же после обнаружения изъяна, согласно обычаю людей. После обнаружения дефекта покупатель не имеет права использовать этот товар, в противном случае продавец вправе не принимать товар обратно или вернуть покупателю деньги в меньшем количестве, чем он получил за него.

Как только покупатель узнает о недостатке, он сразу же должен вернуть его, если он этого желает. Например, если покупатель узнает об этом недостатке во время приёма пищи, то ему можно подождать до конца трапезы, или если он узнает об этом ночью, можно подождать до утра, но не более. Если же он не вернёт его в установленное время или будет пользоваться им, то право на его возврат отпадает, так как его действия равносильны тому, что он доволен товаром с изъяном.

Прирост товара с изъяном

После заключения контракта покупатель принял товар, и затем обнаружил в нём давний недостаток (с упомянутыми выше условиями), а к этому времени товар уже увеличился (например, купленное животное выросло и набрало вес). Означает ли это, что товар нельзя вернуть? В таком случае необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- Если прирост товара неотделим от основы (например, набор веса животным), то покупатель вправе вернуть товар или оставить его себе. И в обоих случаях он не получает компенсацию, ибо этот прирост следует основе и является увеличением собственности.

- Если же прирост товара отделим от основы (например, это телёнок, рождённый купленной коровой), то покупатель имеет право вернуть основу (корову) без прироста (телёнка). Потому что прирост имел место тогда, когда товар находился в собственности и на ответственности покупателя.

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ