Беспроцентный кредит

11 Май 2017

Понятие беспроцентного кредита

Кредит (ссуда, заём или долг) – в терминологии мусульманского права означает контракт о предоставлении одним лицом определённого имущества другому с тем, чтобы последний вернул его эквивалент без излишка. Это является дозволенным и установленным Шариатом действом.

Нуждающемуся в кредите дозволяется обратиться с соответствующей просьбой, а тому, к кому обратились с подобной нуждой, рекомендуется исполнить её. На это указывает священный Коран, Сунна и единодушие во мнениях среди мусульманской общины (иджма). В Коране Всевышний Аллах говорит:

مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً ۚ وَاللَّهُ يَقْبِضُ وَيَبْسُطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём то есть потратит своё имущество на пути Аллаха чистосердечно, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?» (сура «Аль-Бакара», 245).

Понятие «заём», упомянутое в приведённом аяте, включает в себя как добровольные пожертвования (садака), которые мусульманин делает из своего имущества, так и кредиты, предоставляемые им для рабов Всевышнего.

Что касается Сунны Пророка , то в хадисе, переданном Ибн Маджахом со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), говорится, что к Пророку явился некий бедуин, требуя уплаты долга, который должен был ему Посланник Аллаха . Тогда Пророк отправил посыльного к Хавле бинт Кайс, велев передать ей, чтобы она одолжила ему вяленые финики, если у неё есть, сказав, что вернёт ей долг позже. Она ответила согласием, и Пророк вернул долг тому бедуину.

В другом хадисе, переданном со слов Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк сказал:

ما من مسلم يقرض مسلما قرضا مرتين الا كان كصدقتها مرة

«Если мусульманин два раза предоставит займ своему брату по вере , то это ему зачтётся как одна (садака) добровольная милостыня» (Ибн Маджа, Ибн Хиббан).

Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что Пророк также сказал:

من اخذ اموال الناس يريد اداءها ادي الله عنه و من اخذها يريد اتلافها اتلفه الله

«Если человек берёт чужое имущество, намереваясь вернуть его, то Аллах расплатится за него. Если же он берёт чужое имущество, намереваясь погубить его, то Всевышний Аллах погубит его самого» (Бухари).

Что же касается единодушия во мнениях среди учёных-богословов, то мусульманская община, начиная с эпохи Посланника Аллаха и до сегодняшнего дня, не перестаёт практиковать этот вид взаимоотношений – то есть займ, а учёные-богословы одобряют это, и никто из них не отрицает его.

Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ