Правильное положение ног в намазе

11 Июль 2017

Как мы знаем, стояние является обязательной составляющей намаза. А как же правильно стоять в намазе? Наверное, многие задавались этим вопросом, так как мы видим молящихся, которые во время совершения намаза стоят по-разному. Одни ставят ноги вместе, а другие расставляют их на ширину чуть ли не в метр.

Итак, как же правильно стоять в намазе?

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом следующее:

ﻭﻳﺴﻦ ﺃﻥ ﻳﻔﺮﻕ ﺑﻴﻦ ﻗﺪﻣﻴﻪ بشبر ﺧﻼﻓﺎ ﻟﻘﻮﻝ اﻷﻧﻮاﺭ ﺑﺄﺭﺑﻊ ﺃﺻﺎﺑﻊ ﻓﻘﺪ ﺻﺮﺣﻮا ﺑﺎلشبر ﻓﻲ ﺗﻔﺮﻳﻘﻬﻤﺎ ﻓﻲ اﻟﺴﺠﻮﺩ اه.

«Желательно стоять в намазе, оставив между ступнями ног расстояние, равное одной пяди, вопреки мнению учёного Аль-Ардабили, которое он приводит в своей книге «Аль-Анвар» и согласно которому желательно оставить между ступнями расстояние шириной в четыре пальца. Поистине, наши предыдущие учёные однозначно утверждали, что желательно оставить в земном поклоне между обеими ногами расстояние в одну пядь». («Тухфат аль-мухтажд»)

Другой учёный шафиитского мазхаба Абдулхамид Аш-Ширвани в своих комментариях к книге «Тухфат аль-мухтажд» пишет:

«Под словом пядь подразумевается не пядь молящегося, а общепринятая величина для определения этого расстояния (24-25 см). И доводом этому служит аналогия (кияс) расстановки ступней в земном поклоне. То есть до нас не дошло ни одно указание насчёт оставляемого расстояния между ступнями во время стояния, а насчёт земного поклона – дошло. Поэтому мы применяем это же указание и в отношении расстановки ног в положении стояния в намазе». («Хашия Аш-Ширавани»)

Абдулхамид Аш-Ширвани в этой же книге приводит слова Мухаммада Ар-Рамли:

«Нежелательно ставить ноги слишком близко друг к другу. Также нежелательно ставить их не на одной линии, выставив одну ногу вперёд». («Хашия Аш-Ширавани»)

Учёный ханафитского мазхаба Ибну-‘Абидин пишет в своей знаменитой книге «Радд аль-Мухтар», которая является комментарием к книге «Ад-Дурр аль-Мухтар», следующее:

«Желательно оставить между ступнями в намазе при стоянии расстояние размером с четыре пальца. Потому что такое расстояние способствует достижению состояния смиренности в намазе. А что касается хадиса, в котором говорится, что сахабы в намазе прижимали свои щиколотки друг к друг, то это относится к коллективному намазу. И это означает, что они стояли рядом друг с другом».

Другой авторитетный учёный ханафитского мазхаба Бадрудин Аль-‘Айни в своей книге «Аль-Биная» отвечает на этот вопрос точно так же, как и Ибну-‘Абидин.

Учёный маликитского мазхаба Ад-Дусуки в своих знаменитых комментариях, на которые опираются маликиты в вынесении фетв, пишет следующее:

«Нежелательно в намазе ставить ноги рядом друг с другом, не оставляя расстояния между ними. Также нежелательно стоять, чрезмерно расставив ноги. То есть желательно стоять в намазе, оставив между ступнями среднее расстояние». («Аш-Шарх Аль-Кабир»)

Учёный ханбалитского мазхаба Ибн Кудама Аль-Макдиси в своей книге «Аль-Мугни» пишет об этом следующее:

«Желательно в намазе ставить ступни свободно. То есть нежелательно ставить слишком близко друг к другу, а также нежелательно чрезмерно расставлять их».

Из всего вышеприведённого мы поняли, что в этом вопросе есть три мнения.

1. Достоверное мнение шафиитского мазхаба:

при стоянии в намазе желательно оставлять между ступнями расстояние в одну пядь. И это не пядь каждого конкретного человека, а определённая величина, которая по сегодняшним меркам равна 24-25 см.

2. Мнение ханафитского мазхаба и менее достоверное мнение шафиитского мазхаба:

при стоянии в намазе желательно оставлять между ступнями ног расстояние, равное четырём пальцам руки.

3) Мнение маликитского и ханбалитского мазхабов:

нет определённого расстояния, которое желательно оставлять между ступнями молящегося. А желательно стоять, свободно расставив ноги. Нежелательно ставить ноги рядом, впритык друг к другу, а также слишком далеко друг от друга.

Согласно этим трём мнениям, в положении ступней в намазе нет разницы между мужчиной и женщиной, между старшим и младшим, между человеком крупного телосложения и человеком мелкого телосложения, между индивидуальным и коллективным намазом. Всем желательно оставлять вышеуказанное расстояние.

К этому же мнению пришёл и авторитетный учёный современности в области юриспруденции покойный Вахбат Аз-Хухайли в своей книге «Аль-Фикх аль-ислами ва адиллатух»:

И здесь возникает уместный вопрос: в таком случае как же понять достоверный хадис, который передал Имам Бухари и другие от Анаса и Нуъмана бин Башира (да будет доволен ими Аллах):

«Мы видели, как кто-то из нас в коллективном намазе даже прижимал свою щиколотку к щиколотке того, кто стоял рядом с ним» (Бухари).

На этот вопрос ответил авторитетный учёный современности в области хадисоведения Нуруддин ‘Итр в своей книге «И‘лам аль-анам», которая является комментарием к книге Ибн Хаджара Аль-Аскалани «Булуг Ал-Марам»:

«В наши дни появились люди, которые ошибочно утверждают, что недостаточно в коллективном намазе прижимать плечо к плечу того, кто стоит рядом, а надо прижимать именно ноги. Они делают это, даже не учитывая того, прижаты плечи или нет, предполагая, что в ином случае сунна не соблюдена. Доводом к этому они приводят версии хадисов, которые передаются от Анаса и Ну‘мана бин Башира: "Мы видели, как кто-то из нас в коллективном намазе даже прижимал свою щиколотку к щиколотке того, кто стоял рядом с ним".

Однако истина такова, что эти версии хадисов не указывают на то, что утверждают эти люди. Поистине, все те многочисленные хадисы, которые говорят о стоянии в коллективном намазе, не указывают на необходимость прижимания щиколоток. Они указывают на то, что в намазе желательно прижимать плечи к плечам молящихся рядом.

А некоторые сахабы проявляли чрезмерное усердие, повинуясь велению Пророка плотнее стоять в рядах, и вследствие этого прижимались друг к другу плечами вплоть до щиколоток. То есть важнее в уплотнении рядов – прижимать плечи, а прижимание щиколоток – это второстепенное.

Здесь также следует учитывать особенность, что сахабы были слишком худыми, что позволяло им, плотно прижавшись плечами, без особого труда прижимать и щиколотки друг к другу. То есть когда они стояли, поставив ноги свободно, оставив между ними среднее расстояние, то ступни у них прижимались автоматически». («И‘лам аль-Анам» 2/ 37-43)

Примерно такие же комментарии дал к этим хадисам Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани в своей знаменитой книге «Фатх аль-Бари»:

«От Ну‘мана бин Башира передаётся: "Мы видели, как кто-то из нас в коллективном намазе даже прижимал свою щиколотку к щиколотке того, кто стоял рядом с ним". Это указывает на чрезмерное усердие в повиновении указанию Пророка плотнее стоять в рядах».

Также мы поняли из того, что написали Ибну ‘Абидин и Бадруддин Аль ‘Айний, что ханафиты, комментируя этот хадис, говорят, что в нём подразумевается стояние рядом, а не то, на что указывает прямой текст.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» и Абдулхамид Аш-Ширвани в комментариях пишут:

«Одним из условий получения особого вознаграждения за коллективный намаз является его совершение в плотных рядах, без создания помех и тягот друг другу, таким образом, чтобы в этот ряд невозможно встать ещё одному молящемуся, не создав другим молящимся затруднений».

Из вышесказанного понимается, что для осуществления коллективного намаза и получения двадцатисемикратного вознаграждения за него даже прижатие плеч, не говоря уже о прижатии щиколоток, не является обязательным условием.

Канонический отдел Муфтията РД