Что такое бид’а

17 Август 2017

В лексике арабского языка слово «бид’а» означает всякое новое или созданное, не имевшее аналогов ранее. Это слово также означает прекращение и отсутствие чего-то после того, как оно было.

Все словари арабского языка утверждают, что бид’а означает совершение ранее не совершавшегося действия или же создание вещи, изначально не имевшей подобия.

Если подойти к этому с точки зрения общей религиозной терминологии, по словам Изз ибн Абдусалама, слово бид’а означает действие, которое не совершалось во времена пророка Мухаммада и не было в обычае. Так как это определение общее, то, исходя из этого, невозможно решить, насколько легитимно такое действие в Шариате.

Во-первых, прежде чем подойти к предмету изучения, необходимо разобрать все термины этой области. Во-вторых, в разборе той или иной темы следует исходить из того, как высказывались об этом учёные этой области. К примеру, чтобы разобрать решение относительно какого-то действия в Шариате, то есть выяснить, насколько оно дозволено или запрещено, надо исходить из того, что говорят учёные, разбирающиеся в Шариате.

Итак, чтобы узнать решение Шариата относительно какого-то нового действия, которое ранее не практиковалось мусульманами, мы обращаемся к учёным, которые оценивают такие деяния, взвесив их на весах Шариата.

Поэтому давайте же обратимся и в этом вопросе к тому, что об этом сказал основатель шафиитского мазхаба имам Аш-Шафии:

ما أحدث وخالف كتابا أو سنة أو إجماعا أو أثرا فهو البدعة الضالة، وما أحدث من الخير ولم يخالف شيئا من ذلك فهو البدعة المحمودة

«То, что было введено и противоречит священному Корану или же Сунне Пророка или же иджма (единогласному мнению учёных Ислама) или же асарам (словам сахабов, табиинов…) – это и есть запретное нововведение. А всё хорошее, что было введено и не противоречит ни одному из перечисленного, является похвальным нововведением».

Исходя из этого, можно выделить два типа нововведений. Первый тип не имеет под собой основы, второй имеет основу. Первый тип и есть порицаемое и неприемлемое в Шариате нововведение.

В хадисе пророка Мухаммада говорится: «Самые лучшие слова – это Книга Всевышнего Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада . Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение ведёт в Огонь!» (Муслим).

Под словом «новоизобрётенные» мы понимаем те дела, которые не были доселе известны в какой-либо форме и не имели под собой оснований. Имам Аш-Шафии также сказал:

مذموم فهو السنة، خالف وما محمود، فهو السنة، وافق فما مذمومة، وبدعة محمودة، بدعة :بدعتان لبدعةا

«Нововведения делятся на два вида: бид’а порицаемое и бид’а восхваляемое. То, что соответствует Сунне Пророка , восхваляемо, а что противоречит Сунне, порицаемо».

 

Также Имам Байхаки передаёт от Имама Аш-Шафии, что он разделил нововведения на две группы:

من أحدث وما.ضلالة بدعة فهذه إجماعاً، أو أثراً أو سنة أو كتاباً يخالف أحدث ما :ضربان الأمور من المحدثاتهذه البدعة نعمت" :رمضان قيام في عمر قال قد.مذمومة غير محدثة فهذه هذا، من لواحد خلاف لا الخير

«То нововведение, которое противоречит Корану, Сунне, Асарам и единогласному мнению учёных, есть заблуждение, а то хорошее, что не противоречит всему этому, это нововведение, которое не порицается». («Манакиб Аш-Шафии»)

Также имам Хутаби, толкуя данный хадис, говорит, что под словами «каждое нововведение есть бид’а» подразумевается, что не всякое возникшее является бид’а. То есть те моменты и положения, которые не имеют под собой религиозной основы и не соответствуют общепризнанным правилам Шариата, или же не являются допустимыми по системе аналогии (кыяс) в шариатском праве, являются неприемлемыми, а что касается того, что относится к основам, на которых зиждется религия Ислам, то оно не считается бид’а.

Следовательно, каждое деяние, в котором мы стараемся придерживаться пути Пророка – носителя Шариата, или же действие, совершённое аналогично его действиям и словам, которые приняты и установлены в Шариате или подведены под общий знаменатель, выступающий как шариатская основа (Коран, Сунна или же единогласие учёных), принято религией. Такие действия не отвергаются и не называются порицаемыми, даже если мы и называем их нововведениями.

Допустим, Аллах дозволил такой пункт, как щедрость. Более того, Всевышний восхвалил тех, кто обладает этим качеством, и обещал им высшую награду и степень в Раю. Следовательно, разного рода формы и средства выражения щедрости в Шариате допустимы и поощряемы, потому что Пророк сказал:

ذلك من شيئا أجورهم ينقص لا بعده من بها عمل من وأجر أجرها له كان حسنة سنة الإسلام في سن من

«Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня, и это не отнимет ничего из награды этих людей» (Муслим).

Некоторые алимы, такие как Изз ибн Абдусалам, разбили тему бид’а на несколько частей и подошли к ней с пяти установок Шариата. То есть они смотрят на неё сквозь призмы дозволенности, запрета, обязательства, нежелательности и желательности.

И они обозначили правило, по которому можно определить, к какой категории относится нововведение. Если оно относится к правилам, которые устанавливают обязательные пункты религии, то это нововведение есть обязательное, и так далее по аналогии.

Из всего вышеприведённого становится ясно, что разделение нововведений на хорошие и плохие, или же на обязательные, желательные, запрещённые, нежелательные и дозволенные, как это сделал Изз ибн Абдусалам – это лишь лексическое разделение.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Юсуп Абдулмуслимов