Простая ошибка в джамаат-намазе, которая может нарушить его

15 Сентябрь 2018 4034

Коллективный намазэто милость Всевышнего Аллаха поклоняющимся, ибо за намаз в джамаате верующий получает намного больше вознаграждения.

В книгах фикха (богословского права) джамаат-намазу отводится отдельный раздел, где детально описаны правила совершения, дополнительные условия, порядок совершения и другие отличия совершения коллективного намаза от индивидуального.

Если человек вовремя приходит в мечеть и вступает в намаз вместе с имамом, особых отличий и дополнительных вопросов там не будет. Вот когда человек опаздывает и вступает в намаз позже имама, появляются разные вопросы и проблемы, непонятные для человека, не имеющего достаточных знаний.

Поэтому лучше всего вовремя приходить в мечеть и начинать намаз вместе с имамом, тем более, если человек произносит вступительный такбир сразу после имама – за это ему запишется отдельная награда.

Как выше было сказано, практически во всех книгах фикха под джамаат-намаз выделяется отдельный раздел, который в больших трудах учёных может составить целый том и даже больше. Поэтому все тонкости совершения джамаат-намаза не помнят даже люди, получившие религиозное образование, не говоря уже о простых прихожанах.

По этой причине у нас нередко случаются ошибки во время совершения коллективного намаза, а иногда эти ошибки делают и весь намаз недействительным. Об одной из таких ошибок я хотел поговорить в этой статье.

Прежде всего надо разобраться с двумя терминами, касающимися коллективного намаза, ибо решение по каждому из них различается. Этими терминами являются МАЪМУМ и МАСБУК. Если масбук совершит какое-то действие в коллективном намазе, его намаз станет недействительным, однако точно такое же действие со стороны маъмума намаз не нарушает.

Итак, МАЪМУМэто человек, совершающий намаз, следуя за имамом, начиная с такбиратуль ихрама (вступительного такбира), либо опоздавший к началу намаза, но успевший постоять вместе имамом (во время стояния для чтения суры аль-Фатиха в любом ракаате) столько времени, за которое можно прочитать суру Аль-Фатиха.

МАСБУКОМ же считается человек, присоединившийся к коллективному позже и не успевший (во время стояния для чтения суры Аль-Фатиха) в этом ракаате постоять вместе с имамом столько времени, за которое можно прочитать суру Аль-Фатиха.

Одним из таких случаев, когда масбук совершает ошибку, которая делает недействительным первый ракаат его намаза и, следовательно, весь намаз, если он после салама имама не восполнит этот ракаат, является следующий: опоздавший человек присоединяется к джамаат-намазу, когда имам стоит для чтения суры Аль-Фатиха.

Он вступает в намаз и начинает чтение суры Аль-Фатиха, но не успевает его завершить до того, как имам ушёл на рукуʻ (поясной поклон), следовательно, этот опоздавший становится масбуком, ибо не успел постоять вместе с имамом столько времени, за которое можно прочитать суру Аль-Фатиха.

Если этот масбук не идёт вслед за имамом, а продолжает читать суру Аль-Фатиха, пока имам не встал с рукуʻа, этот ракаат не считается для него достаточным, ибо масбук должен пребывать в поясном поклоне вместе с имамом хотя бы такой отрезок времени, в течение которого можно произнести «субханаЛлах». В противном случае ему этот ракаат не засчитывается.

Имам Ан-Навави об этом пишет следующее:

 «Что касается масбука, когда имам ушёл в рукуʻ, а он в это время продолжает читать суру Аль-Фатиха, то, согласно более аргументированному решению, если он не отвлекался на чтение дуа аль-ифтитах (ваджжахту) и таʻаввуза (или одного из них), ему следует прекратить чтение суры Аль-Фатиха и идти за имамом на поясной поклон.

Если масбук сделает так, то есть последует далее за имамом (как выше описано), считается, что он полноценно совершил этот ракаат. А в случае, если он отвлекался на чтение дуа Аль-Ифтитах и таʻаввуза (или одного из них), он должен читать столько же из суры Аль-Фатиха.

Стоить отметить, что масбуку в вышеописанной ситуации желательно не отвлекаться на сунны (дуа аль-ифтитах (ваджжахту) и таʻаввуза) после вступления в намаз, а сразу приступить к чтению суры Аль-Фатиха. Исключение составляет случай, когда он знает, что успеет прочитать и то, и другое (сунны и суру Аль-Фатиха)». («Минхадж ат-талибин»)

Далее Хатиб Аш-Ширбини, комментируя слова Имама Ан-Навави «Если масбук сделает так, то есть последует далее за имамом (как выше описано), считается, что он полноценно совершил этот ракаат.», добавляет:

«Его ракат считается совершённым, подобно тому, как если бы он успел присоединиться к джамаат-намазу, пока имам не поднялся из поясного поклона. Что же касается суры Аль-Фатиха (которую масбук не прочитал или не успел завершить), то с него спадает обязанность читать её, следовательно, ему следует идти на рукуʻ вслед за имамом, и этого ему достаточно (ракаат считается полноценным).

А если он (масбук) отстанет для того, чтобы завершить чтение суры Аль-Фатиха, пока имам не поднимется из поясного поклона, и догонит имама только в иʻтидале (стояние после рукуʻа), то этот ракаат ему не засчитается». («Мугни аль-мухтадж»)

Далее Хатиб Аш-Ширбини пишет:

«Если имам ушёл на поясной поклон до того, как масбук начал чтение суры Аль-Фатиха, то относительно этого случая решение будет таким же, как и в случае, если бы он ушёл на поясной поклон, когда масбук уже читает суру Аль-Фатиха». («Мугни аль-мухтадж»)

Как видите, обычная на первый взгляд ошибка может нарушить весь намаз, который мог бы принести нам огромную награду. Поэтому постарайтесь, дорогие братья, побольше изучать нашу религию, дабы не совершать подобные ошибки.

Ещё постарайтесь не опаздывать на джамаат-намаз, ибо в этом случае мы также упускаем большую награду, которая обещана за вступление намаз сразу после произнесения имамом вступительного такбира (такбират аль-ихрам).

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.